Общим для всех форм внеклассных занятий является то, что в каждой из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами.
При проведении внеклассных занятий немаловажное значение имеет оценка ответов учащихся. Пятибалльная система оценки здесь не используется. Поощрения участников занятий осуществляются в виде похвалы учителя, а нередко выявлением победителя (ученика, группы, ряда) в соревновании по числу очков за быстроту, точность, сообразительность при ответе. Учитель заранее определяет количество очков за ответ по тому или иному заданию и приз команде-победителю (флажок, фигурки, Смекалочки и т.п.).
Поскольку на внеклассных занятиях нередко предлагаются письменные работы, ученики ведут специальные тетради, в которых не только выполняются предложенные учителем задания, но записываются понравившиеся загадки, скороговорки, наклеиваются картинки и т.д. Желательно также иметь классный альбом (копилку). В нем для каждой темы отводится несколько страниц, куда ученики записывают свои впечатления, вопросы, викторины, стихотворения, помещают после обсуждения лучшие рисунки, самостоятельно набранный материал и т.п. Копилка, как и другие материалы, должна быть доступна каждому ученику.
При переходе учащихся из одного класса в другой по некоторым темам возможно повторное проведение занятий на более сложном материале. Не надо бояться повторения отдельных понравившихся детям игр и других занимательных упражнений. «У ребенка 8-12 лет громадная потребность в повторных впечатлениях. Он по многу раз заставляет повторять один и тот же рассказ, пока не запомнит его дословно, любит смотреть одни и те же картинки, играть в одну и ту же игру, пока не овладеет до конца », - писала по этому поводу Н. К. Крупская. Так работа учителя помогает воспитать у ребенка любовь к книге, потребность в самообразовании, стремление узнавать что-то новое и интересное, находя ответы на вопросы не в интернете, а в процессе чтения художественной литературы. В заключение следует добавить, что привлечение игровых форм обучения во внеклассной работе по литературному чтению способствует формированию интереса к чтению у младших школьников.
Формирование у младших школьников познавательного интереса к чтению является главной задачей учителя. Если книги, предлагаемые учителем для совместного освоения в классе или самостоятельной работы дома, способны привлечь ребят, разбудить в них желание продолжить общение именно с этим невидимым собеседником, желании во что бы то ни стало научиться слышать и понимать именно его. В таком случае юные читатели будут готовы к неформальному, осознанному и необходимому им самостоятельному чтению – общению.
В связи с этим практическая часть данного проекта посвящена системе внеклассных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса на примере изучения произведения В.И.Даля.
Делая вывод по данной части проектировочной работы, следует отметить, что процесс формирования интереса к чтению у учащихся по своей сути является очень сложным и длительным, так как имеет огромное развивающее, обущающее и воспитательное значение. Поэтому важно формировать интерес через работу с текстом, знакомство с биографией писателя и разнообразной работой на внеклассном занятии.
Технология проектирования системы внеклассных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса на примере изучения произведений В. И. Даля
Данное проектирование предполагает разработку и использование системы внекласссных занятий по литературному чтению, направленных на формирование интереса к чтению учащихся 2 класса на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля. Исходя из этого обратимся к понятию система.
Система - (от греч . sysntema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Система (гр. – составление из частей) – есть ограниченное множество взаимодействующих элементов. Для системы характерно наличие компонентов, связей (структуры) между ними, наличие ведущего звена, неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система выражает свою целостность. Педагогические системы обладают этими же качествами. Среди всех видов систем это наиболее сложная, состоящая из подсистем, включающая как людей, так и процессы, предметы, действия. В этих системах поведение каждого элемента влияет на поведение всех и систему в целом. Система – это такое целое, которое нельзя разделить на независимые части: каждая часть системы обладает качествами, которые теряются, если ее отделить от системы, и каждая система обладает такими качествами, которые отсутствуют у ее частейТермин «система» вошел в русский язык во времен Петра I.
Информация по теме:
Методы, приемы и формы работы с художественным текстом на уроках чтения
Методика чтения художественного произведения в младших классах имеет сложную историю развития, её спорные вопросы решаются вплоть до настоящего времени. Анализируя состояние методики чтения художественных произведений в школе начало 20в., С.П. Редозубов писал: ''следует заметить, что ''бережное отн ...
Комплекс упражнений с собственным весом
Вначале занятия обязательное измерение ЧСС. Далее проводится разминка, которая включает в себя бег в среднем темпе продолжительностью до 3-х минут и упражнения обще развивающего характера. Выполнение силовых упражнений происходит по станциям. Каждая станция включает упражнения для одной из основных ...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в
контексте модернизации российского образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее – федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Ро ...