Анализ возможностей русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков предполагал определение состояния этой проблемы в школьной практике. Нами изучен и обобщен опыт работы многих учителей, педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ г. Улан-Удэ, республики. Проводилось наблюдение хода педагогической практики студентов в разных школах у разных учителей по различным программам и методикам преподавания. Изучение и анализ состояния преподавания православного искусства в школах г. Улан-Удэ позволили выявить трудности в духовно-нравственном развитии личности учащегося, определить пути их преодоления с целью дальнейшей разработки программы, направленной на духовно-нравственное развитие младших подростков средствами русского православного искусства и реализации ее в образовательную практику школы.
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования – выявить исходный уровень духовно-нравственного развития младших подростков. Определение цели обусловило необходимость решения следующих задач:
- исследование состояния массовой педагогической практики по использованию православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков в общеобразовательной школе;
- описание системы диагностической работы, направленной на изучение и выявление исходного уровня духовно-нравственного развития у младших подростков;
Реализация поставленных задач потребовала разработки программы констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Практической базой исследования выступили: общеобразовательные школы городского типа № 2, 32, 46 г. Улан-Удэ, Онохойская школа сельского типа. Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ Онохойская общеобразовательная школа № 1 с 2008/09 2009/04 учебный год.
Экспериментальную группу составили дети шестого класса МОУ «Онохойская средня школа №1» общей численностью 23 человека.
Контрольную группу составили дети шестого класса МОУ СОШ № 2 г. Улан-Удэ общей численностью 21 человек.
Численность контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента была приблизительно одинаковой.
При проведении констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами были использованы следующие методы:
- психолого-педагогическое тестирование, анкетирование;
- включенное наблюдение за школьниками контрольной и экспериментальной групп;
- индивидуальные и групповые беседы с подростками;
- методы математической обработки результатов констатирующего эксперимента.
Для выяснения состояния исследуемого вопроса в современном образовательном учреждении проведена опытно-экспериментальная работа, которая позволила:
- определить степень эффективности использования русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков;
- выявить наличие определенных условий для систематической работы по духовно-нравственному развитию школьников и в связи с этим ориентировать педагогов дополнительного образования на целенаправленную организацию занятий по русскому православному искусству.
Мы считаем, что эффективность духовно-нравственного воспитания зависит от развития интереса к православному искусству, особенно в процессе ознакомления с библейскими и евангельскими сюжетами, отражающими основные положения христианской нравственности. Прежде всего, это будет способствовать перенесению акцента на занятиях с поучительного разговора о нравственных ценностях непосредственно на творческую практику, и усвоение материала будет более эффективным.
Проведение констатирующего опытно-экспериментального исследования предусматривало определение исходного уровня духовно-нравственного развития контрольной и экспериментальной групп. С этой целью на основе анализа психолого-педагогической литературы и обширного эмпирического материала (наблюдение, опросы, независимые характеристики, анализ продуктов деятельности и т.д.) нами были выявлены и описаны уровни духовно-нравственного развития школьников. Основой выделения данных уровней явилась теория уровневого подхода.
Информация по теме:
«Мораль» – основная категория нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...
Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы
Уроки литературы наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности. Как мы уже упоминали ранее, основной задачей нравственного воспитания в 6 классе является: «воспитание нравс ...
Труд в природе детей старшего дошкольного возраста – как метод сенсорного
воспитания
Разнообразный труд в природе - это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовой деятельности в целом, а также сознательное и ответст ...