4. Анализ уровня духовно-нравственного развития школьников (ценностный критерий) на этапе констатирующего эксперимента (в %)
Таблица 7
Уровень духовно-нравственного развития |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
1) низкий |
37,7 |
38,2 |
2) средний |
49,8 |
49 |
3) высокий |
12,5 |
12,8 |
Таким образом, 14,6% детей экспериментальной и 15,4% контрольной группы показали высокий уровень духовно-нравственного развития. В результате анализа содержания того или иного психологического качества у детей данного уровня обнаружены следующие характеристики. Младший подросток данного уровня обладает такими личностными качествами, как доброта, мечтательность, заинтересованность в окружающем мире, открытость, повышенная активность и эмоциональность, присутствует такая особенность как стремление преувеличивать свои достижения. В социальном взаимодействии он проявляет общительность, ответственность, уверенность в себе, преданность в дружбе. Ребенок хорошо осведомлен о нравственных ценностях и адекватно реагирует на ситуацию, демонстрируя обобщенность знаний, высокий уровень суждений и высказываний. У него преобладают мотивы самовыражения.
На среднем уровне духовно-нравственного развития находится 48,6% детей экспериментальной и 47,2% контрольной группы. Имея не высокую нравственную потребность, подростку данного уровня не свойственна такая черта как агрессивность, хотя поведение его иногда принимает девиантные формы. Суждения младших подростков среднего уровня о степени нравственности поступка, их оценки являются в большей мере результатом усвоенного от учителя, от других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь свой собственный опыт. Им мешает также недостаточный объем теоретических знаний о нравственных нормах и ценностях. Не проявляет активного интереса в обсуждении определенной проблемы. Не всегда уместно использует мимику, жесты.
Низкий уровень духовно-нравственного развития показали 36,8% испытуемых экспериментальной группы и 37,3% - контрольной группы. Имея низкую нравственную потребность, отсутствие теоретических знаний о нравственных нормах и ценностях, респонденты данного уровня испытывают трудности в процессе общения. Не всегда умеют слушать и слышать собеседника, не проявляют инициативу в общении, плохо излагают свое мнение. При поддержке педагога они все-таки могут выразить свою точку зрения, нравственное суждение на те или иные явления, однако не имеют устойчивых привязанностей, предпочтений, интересов к тому или иному виду искусства. Школьник этого уровня не активен, не эмоционален, не всегда последовательно излагает свои мысли. Не уместно использует мимику, жесты.
Все перечисленные уровни духовно-нравственного развития школьников взаимосвязаны между собой, и поэтому могут иметь промежуточные позиции. Вместе с тем имеется в виду, что каждый предшествующий уровень является как бы подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих может включать в себя все предыдущие и потенциально вносить в них качественные изменения, но в виде основных можно назвать представленные выше уровни.
Результаты констатирующего эксперимента показывают следующее: экспериментальная и контрольная выборки учащихся, принимавших участие в эксперименте, не отличаются между собой по каким-то значимым характеристикам. Как в экспериментальной, так и в контрольной группе доминируют проявления значений уровня духовно-нравственного развития младших подростков, также его компонентов, которые тяготеют к низкому уровню.
Информация по теме:
Оценка эффективности методики проведения деловых
игр по экономике в 11 классе
Для оценки эффективности разработанной методики необходимо выделить критерии ее оценки: Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов. Организация самостоятельной работы учащихся. Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов определяется с помощью контрольно-измер ...
Геометрические фигуры
В средней группе расширяются знания детей о геометрических фигурах. Кроме круга, треугольника и квадрата они должны уметь различать и называть прямоугольник, овал, объемные формы (шар, куб, цилиндр). Знакомиться с формами, обследуя их осязательно-двигательным и зрительным путем. Методика проведения ...
Понятие дидактической поисковой модели
Дидактические поисковые модели основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Понятие "дидактические поисковые модели" отличается от понятия метода обучения, т.к. включает в себя, кроме метода обучения, также и деятельность учащихся и позицию учителя. Обобщенной ба ...