Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в современной общеобразовательной школе

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в современной общеобразовательной школе

Страница 6

4. Анализ уровня духовно-нравственного развития школьников (ценностный критерий) на этапе констатирующего эксперимента (в %)

Таблица 7

Уровень духовно-нравственного развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1) низкий

37,7

38,2

2) средний

49,8

49

3) высокий

12,5

12,8

Таким образом, 14,6% детей экспериментальной и 15,4% контрольной группы показали высокий уровень духовно-нравственного развития. В результате анализа содержания того или иного психологического качества у детей данного уровня обнаружены следующие характеристики. Младший подросток данного уровня обладает такими личностными качествами, как доброта, мечтательность, заинтересованность в окружающем мире, открытость, повышенная активность и эмоциональность, присутствует такая особенность как стремление преувеличивать свои достижения. В социальном взаимодействии он проявляет общительность, ответственность, уверенность в себе, преданность в дружбе. Ребенок хорошо осведомлен о нравственных ценностях и адекватно реагирует на ситуацию, демонстрируя обобщенность знаний, высокий уровень суждений и высказываний. У него преобладают мотивы самовыражения.

На среднем уровне духовно-нравственного развития находится 48,6% детей экспериментальной и 47,2% контрольной группы. Имея не высокую нравственную потребность, подростку данного уровня не свойственна такая черта как агрессивность, хотя поведение его иногда принимает девиантные формы. Суждения младших подростков среднего уровня о степени нравственности поступка, их оценки являются в большей мере результатом усвоенного от учителя, от других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь свой собственный опыт. Им мешает также недостаточный объем теоретических знаний о нравственных нормах и ценностях. Не проявляет активного интереса в обсуждении определенной проблемы. Не всегда уместно использует мимику, жесты.

Низкий уровень духовно-нравственного развития показали 36,8% испытуемых экспериментальной группы и 37,3% - контрольной группы. Имея низкую нравственную потребность, отсутствие теоретических знаний о нравственных нормах и ценностях, респонденты данного уровня испытывают трудности в процессе общения. Не всегда умеют слушать и слышать собеседника, не проявляют инициативу в общении, плохо излагают свое мнение. При поддержке педагога они все-таки могут выразить свою точку зрения, нравственное суждение на те или иные явления, однако не имеют устойчивых привязанностей, предпочтений, интересов к тому или иному виду искусства. Школьник этого уровня не активен, не эмоционален, не всегда последовательно излагает свои мысли. Не уместно использует мимику, жесты.

Все перечисленные уровни духовно-нравственного развития школьников взаимосвязаны между собой, и поэтому могут иметь промежуточные позиции. Вместе с тем имеется в виду, что каждый предшествующий уровень является как бы подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих может включать в себя все предыдущие и потенциально вносить в них качественные изменения, но в виде основных можно назвать представленные выше уровни.

Результаты констатирующего эксперимента показывают следующее: экспериментальная и контрольная выборки учащихся, принимавших участие в эксперименте, не отличаются между собой по каким-то значимым характеристикам. Как в экспериментальной, так и в контрольной группе доминируют проявления значений уровня духовно-нравственного развития младших подростков, также его компонентов, которые тяготеют к низкому уровню.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка
Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и цел ...

Анализ лирического и драматического текста
Чтение и изучение лирических произведений предоставляет очень большие возможности для личностного развития ребенка, поскольку в процессе восприятия участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память. Кроме того, лирика как изображение чувств может оказывать сильное воспитательное воздейст ...

Условия и методы организации дежурств
Руководя трудовой деятельностью детей, воспитатель одновременно формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Таким образом, в его деятельности можно выделить две основные стороны: руководство процесс ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru