В процессе беседы обсуждали вопрос из анкеты про дружбу с телевизионным героем.
- С кем бы хотел подружиться? Почему? Какие качества привлекают в герое? Дети хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными возможностями – Человек паук и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту.
-а кто вам в жизни помогает в трудную минуту?
-а чем могут помочь телевизионные герои?
В конце беседы делается вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, родственники. Телегерои могут помочь, только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации.
Также в исследовании определялось количество предпочтений по тому или иному виду искусства, включая русское православное искусство. Важнейший из них – наличие или отсутствие устойчивого отношения к искусству, культуре в целом в виде интереса, склонности, любви, что является главным субъективным фактором активного приобщения к духовному искусству. Эта методика определялась выбором основных критериев-показателей предпочтений, что и определило содержание тех вопросов, которые были предложены учащимся в анкете:
1) Нужны ли тебе знания духовной культуры? Если да, то почему?
2) Какой храм ты посещаешь?
3) Какие церковные праздники ты знаешь?
3) Красите ли вы дома яйца на Пасху?
4) Как ты понимаешь слово «милосердие»?
1) один из нравственных законов
2) человеколюбие
3) свой вариант
5) Любишь ли ты слушать церковную музыку?
6) Что такое молитва?
Для определения когнитивного, эмоционально-оценочного компонентов духовно-нравственного развития использовались тесты, определяющие уровень становления нравственного опыта ребенка. Использовался метод незаконченных рассказов. Ученикам зачитывался рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
В исследовании мы пытались охватить по возможности более широкий спектр проявления нравственного опыта – особенности реального поведения, оценочные суждения, ответы и высказывания.
При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Для получения материала об особенностях моральных суждений детей разработаны различные методики. В их основе лежит анкетирование или беседа в форме диалога по тексту, заключающему какую-либо педагогическую ситуацию. Школьниками высказываются мнения, их рассуждения, при этом обнаруживается их собственное понимание ситуации и отношение к ней, выявляются способы её анализа ребёнком.
В данной работе мы использовали:
1. Вопросы:
ü Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?
ü Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?
ü Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?
ü Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?
2. Социометрическая методика изучения ценностей.
Понятия:
Когда ты вырастешь, ты будешь…
1. Красиво одеваться.
2. Богатым.
3. Очень умным.
4. Властелином мира.
Информация по теме:
Понятие и сущность формирования научного
мировоззрения
Понятие "мировоззрение" можно определить следующим образом - это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как правило, вы ...
Основные отличия в проведении занятий в детском саду при внедрении ФГТ
Современные педагоги выделяют девять основных различий между установленными ФГТ и прежними правилами: 1) Прежние требования предъявлялись непосредственно к содержанию и методам дошкольного образования, в то время как ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образо ...
Основные требования к проведению занятий в соответствии с ФГТ
1. Создание четкой программы занятия, направленных на развитие качеств ребенка, определенных в десяти образовательных областях «Здоровье», «Познание», «Физическая культура», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литерат ...