Народная педагогика Казахстана представляла собой синтез педагогической мысли, опыта и традиции разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона.
Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. Им издавна были известны средства и методы как убеждения и приучения, так и стимулирования и оценки поведения, труда и поступков воспитанников.
Одним из основных правил народной педагогики было воспитание детей в средстве своих сверстников. А в детской среде широко использовались различные игры. Народная педагогика хорошо понимала, что в процессе игр в детях воспитывается настойчивость, упорство, игры развивают силу, выносливость, дружбу и товарищество, и другие положительные качества. Многие игры имеют большое значение в воспитании чувства коллективизма, навыков согласованных действий, подчинения общеустановленным нормам и правилам.
В детских играх много места занимали игрушки в форме миниатюрных копий орудий труда взрослых, предметов домашнего обихода (фигурки домашних животных, повозка, лопатка, посуда и др.), имитация процесса труда скотоводов, земледельцев, ремесленников, охотников и др., что имело большое значение в психологической и практической подготовке детей к труду.
Участие детей в пассивном труде народная педагогика рассматривала как одно из эффективных средств эстетического, нравственного и умственного воспитания. Детей очень рано начинали привлекать к семейно-бытовому труду, столярно-плотичном, обувном, шапочном и других делах. Особое значение в воспитании подрастающего поколения имели коллективные виды труда.
Народная педагогика выработала и широко использовала разнообразные средства и методы воспитания, оно носило беспрерывный и систематический характер и было тесно связано с жизненно бытовыми потребностями и задачами трудящихся.
Большое значение трудовому воспитанию детей придает великий мыслитель того времени Ибн Сина (980–1037), известного в Европе род именем Авиценна. Содержание воспитания, образования и обучения, предложенное Ибн Синой включает в себя:
1) умственное воспитание;
2) физическое оздоровление;
3) эстетическое воспитание;
4) нравственное воспитание;
5) обучение ремеслу.
Трудовое воспитание он рассматривает как необходимый и обязательный элемент наряду с умственным, физическим и нравственным воспитанием, требует, чтобы всех детей обучали ремеслу.
Продолжателем этой идеи был великий поэт Алишер Навои (1441–1501). Он считал одним из самых ценных качеств настоящего человека трудолюбие. Труд, говорил Алишер Навои, украшает человека, благодаря труду человека совершенствуется. Он считал проводить воспитание и обучение детей с использованием их трудовой деятельности.
Во второй половине XIX века на территории Казахстана трудовое обучение учащихся проводилось в ремесленных отделениях и классах при школах, на уроках ручного труда и рукоделия, а также на пришкольных участках.
Профессионально-техническое образование в Казахстане начало развиваться примерно с 80-х годов прошлого века. Преподавание различных ремесел сельскохозяйственного производства и ручного труда в начальной школе приближало школу к жизни и объективно было прогрессивным явлением, оно до некоторой степени отодвигало на второй план общеобразовательные задачи школ.
С 1983 года в школе введено обучение пролетарскому ремеслу, с 1889 года – столярному, а с 1894 года – ручному труду по дереву. Ручном трудом занимались по 2 часа в неделю.
«Учащиеся, – писал в своем отчете инспектор школы М. Галанов, – развивают в себе любовь к труду, внимательность, аккуратность, настойчивость и другие ценные качества, а также приобретают полезные навыки и практические знания…» он отмечал, что уроки по ручному труду «не бесполезны», так как они дают учащимся первые навыки в обращении с различными инструментами и приемами работы.
В этот период особое внимание уделялось мерам убеждения и укрепления в учащихся любви к труду.
Во второй половине XIX в. на территории Казахстана существовало несколько сельскохозяйственных школ, где упор делался на трудовое воспитание. В учебный план входили общеобразовательные и специальные сельскохозяйственные предметы, а также практические занятия: сельскохозяйственные работы, работа в мастерских и дежурство в различных отраслях хозяйства.
Информация по теме:
Особенности методической системы обучения физике студентов высших учебных
заведений технического профиля и основные требования к ней
Фундаментальность физического образования предполагает, что в высших технических учебных заведениях знания, сформированные у студентов на занятиях по физике, являются фундаментальной базой для изучения общетехнических и специальных дисциплин, освоения новой техники и технологий. Содержание курса фи ...
Структура федерального компонента государственного стандарта общего образования
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную ...
Казахские пословицы о трудолюбии
Богатство джигита – труд. Без птиц озеро сирота, без людей земля сирота. Без тяжелого легкого нет, без труда жизни нет. Волка ноги кормят, чабана – его палка. Верблюд под вьюком старится. В кусочке хлеба – капля пота. Где земля богата, там и народ богат. Дело покоряется тому, кто его любит. До пота ...