Готовность к осуществлению методического управления — важная составная часть профессиональной готовности будущего учителя к самостоятельной трудовой деятельности. Готовность учителя к осуществлению управления к школе является важным профессиональным качеством, содействующим формированию у учителя общественной социальной активности, профессиональной адаптации и творческого отношения к трудовой деятельности. Готовность — это первичное фундаментальное условие успешного выполнения.тобой деятельности. Рассматривая готовность как системное явление, целесообразно, с нашей, точки зрения, различать общую психологическую и. специальную профессиональную готовность, являющуюся составной частью общей готовности к трудовой деятельности.
Анализ работ психологов (П.Я. Гальперин, II.Д. Левитов, В.Н. Пушкин. М.И. Дьяченко, А.Ц. Пушт, Д.П. Узнадзе, А.К. Маркова и другие) позволяет выделить различные виды общей психологической готовности, которые можно классифицировать по разным основаниям: а) по уровню управляемости правомерно различать субъективную (мотивы) и объективную готовность, которая включает сознательное владение средствами, способами деятельности, и самостоятельность как дополнительную характеристику объективной готовности (П.Я. Гальперин); б) по количеству участников учебного процесса различают индивидуальную и групповую психологическую готовность; в) но отношению к предстоящей деятельности различается: обычная готовность перед привычной работой, повышенная готовность, вызванная новизной нетворческим характером предстоящей деятельности, пониженная готовность, проявляющаяся в отвлечении внимания, несобранности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович); г) по длительности правомерно различать длительную и временную (ситуативную) готовность. Длительная готовность связана с устойчивой системой профессионально важных качеств, необходимых для успешной деятельности в течение длительного периода времени. Временная готовность определяется текущей ситуацией (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович); д) с учетом структуры формируемой деятельности целесообразно различать мотивационную и операционную готовность (П.Я. Гальперин).
Профессиональная готовность является также сложным явлением, моделирование которого целесообразно вести с учетом требований профессии. Учитывая структуру педагогической деятельности, предложенную в работах Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, Ф.Н. Гоноболина, К.М. Новаковой и других, можно вычленить конструктивную (или проектировочную), организаторскую, коммуникативную и исследовательскую функции, подлежащие формированию и у студентов факультетов иностранных языков — будущих учителей. Названные положения конкретизированы в профессиограмме учителя иностранного языка (С. Ф. Шатилов, К. И. Саломатов, Е. И. Рабунский). В структуре профессиональной готовности будущего учителя иностранных языков с учетом наиболее значимых умений, важно различать следующий формы готовности, тесно взаимосвязанные с общей психологической: коммуникативную (направленность на формирование умений мобилизовать изученное в конкретных коммуникативных целях), лингвистическую (И.Т. Качан, Г.В. Рогова), (тесно связанную с мотивационной и коммуникативной) и методическую готовность, тесно связанную с операционной, обеспечивающей овладение умением применять знания из методики в конкретных ситуациях организации учебно-воспитательного процесса по предмету.
Методическая готовность к управлению познавательной деятельностью по конкретному учебному предмету предполагает, с нашей точки зрения, осознание путей решения типовых профессиональных задач, представленных в блоках методического управления, и овладение умениями их реализации в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная деятельность учителя и воспитателя включает следующие взаимосвязанные стороны: а) моральная готовность, которая предполагает понимание социальной важности профессии учителя, чувство ответственности, сознание общественного долга, дисциплинированности и другие; б) психологическая готовность, связанная с развитием таких качеств, важных для работы с учащимися, как знание возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей школьников, настойчивость, внимательность, доброжелательная требовательность и т. д.; в) профессиональная готовность, включающая такие важные качества, как умение научно организовать свой труд и труд детского коллектива способность видеть перспективы развития, умение работать самостоятельно и творчески.
Информация по теме:
Есть ли будущее у раздельного обучения
Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок – ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельн ...
Основные подходы к проблеме речевого развития в
психолого-педагогической литературе
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ . Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская шко ...
Общая характеристика младшего школьного возраста
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста – с 6 до 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде все ...