Учитывая объективные и субъективные трудности внедрения нового и прогнозируя пути внедрения идей опережающей подготовки учителя вообще и использования идей управления в системе методической подготовки, в частности, представляется целесобразным говорить о двух программах внедрения: программе-минимум и программе-максимум.
Программа-минимум, предполагает:
а) включение в учебные планы факультетов иностранных языков педагогических институтов обязательных спецкурсов и спецсеминаров по вопросам управления как неотъемлемого члена методической подготовки студентов: б) отражение этих вопросов в профессиограмме учителя иностранных языков; в) поэлементное внедрение идей управления в отдельные участки методической подготовки, как это в качестве одного из возможных вариантов представлено в данной книге; г) активное использование разнообразных средств управления в различных звеньях методической и специальной подготовки.
Программа-максимум включает мероприятия программы-минимум и связана, кроме того, с решением целого круга вопросов, например: а) включение идей методического управления во псе звенья методической и специальной подготовки студентов. Это связано с перестройкой учебных планов, программ, семинарских и практических занятий по курсу методики преподавания иностранных языков с учетом идей управления; б) разработка специальных, практикумов по актуальным вопросам управления для студентов, учителей средних школ, методистов с учетом различных условий обучения; в) перестройка, разработка новых учебно-методических комплексов по иностранным языкам для средней школы с, учетом идей управления г) разработка специальных программ подготовки учителей иностранных языков с включением циклов лекции но вопросам управления в программы летних и годичных курсов повышения квалификации учителей иностранных языков при городских и областных институтах усовершенствования учителей, что поможет учителям в подготовке к осуществлению управления учебно-воспитательным процессом по предмету в условиях массового обучения иностранным языкам и т. д.
3). На третьем курсе важным средством овладения управленческими умениями и навыками является наряду с первым изучаемым языком курс изучения второго иностранного языка как специальности. Вторая специальность предполагает определенный перенос, однако в то же время требует от студентов больших творческих усилий для овладения квалификацией широкого профиля. Построение курса изучения второго иностранного языка как специальности с учетом идей методического управления является наиболее предпочтительным вариантом овладения управленческими умениями. В настоящее время в МГПИ имени В. П. Ленина создан учебный комплекс «Немецкий как вторая специальность», предназначенный для студентов третьего курса факультетов английского языка педагогических вузов, приступающих к изучению немецкого языка как второго. В основной части данного комплекса сделана попытка реализации некоторых идей методического управления при обучении второму иностранному языку. Объектом управления являются деятельность по структурному оформлению речи на уровне предложения, одною пли нескольких сверхфразовых единств, что обеспечивает проектируемый уровень практического владения изучаемым иностранным языком на начальном этапе. Предлагаемый подход помогает студентам в овладении управленческими умениями и стимулирует их активное использование в дальнейшем в период обучающих педпрактик.
Задача развития социальной активности будущего учителя о педвузе решается прежде через основной вид его деятельности — учебный труд при изучении циклов общественных, психолого-педагогических, и спецдисциплин (первая и вторая специальность). Выше были рассмотрены некоторые резервы методической подготовки и частично изучения курса второго языка как специальности в плане подготовки студентов к овладению идеями методического управления.
Информация по теме:
Мотивационный аспект
познавательной деятельности
Составной частью общей проблемы отношений личности является отношение учащихся средней специальной школы к учебной деятельности. В исследованиях структуры отношения к учению имеется несколько подходов, в основу которых положены следующие выводы. 1. Структуру отношения к учению определяет мотивацион ...
Проведение констатирующего эксперимента по изучению сформированности
речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста
Проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности речевых умений детей, осуществлялось методом исследования, состоящего из диагностических ситуаций. Блок диагностических ситуаций: «Пассивный взрослый» «Совместная игра со взрослым» «Совместное разглядывание к ...
Понятие технологии
На практике теория воспитания осуществляется с помощью технологии (методики). Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука. В производственном процессе современная воспитательная технология — это систем ...