Таким образом, от чтения с узко практической целью в начале II уровня овладения языком иностранные учащиеся должны перейти к чтению в широких познавательных целях, обладая целым спектром коммуникативных и интеллектуальных умений и навыков. Последние и являются объектами тестового контроля в конце курса обучения - на П-ом сертификационном уровне. Текстовой материал для этого контроля целесообразно вывести за пределы учебной макросферы, он должен быть доступным для тестируемых с различными узкими специальностями и соответствовать принципу профессионально-информационной значимости.
Определение количества и распределения информации в тексте.
Для проверки ознакомительного чтения могут быть использованы не все тексты. Одни тексты не подходят для этой цели из-за их большой информативной плотности (отсутствия избыточности), что не позволяет в них выделить 75 % информации, допустимой для соответствующего уровня понимания в этом виде чтения. Другие тексты не подходят для тестового контроля из-за высокой информационной избыточности, которая приводит к тому, что читающий, «вылавливая» основную (важную) информацию, переходит на просмотр большей части текста, тем самым изменяя стратегию чтения.
Отсюда в методике обучения чтению сделана попытка выработать эталон соотношения информативности и избыточности, обеспечивающий при ознакомительном чтении понимание информации текста, равное 75 %, определив коэффициент избыточности (Витковская Ж.В., 1975). Определение количественной характеристики понимания того или другого текста позволяет решить вопрос о целесообразности его использования для тестового контроля. Непригодными для этой цели считаются, например, тексты, в которых число уровней развития предикации близится к 1 или к числу компонентов предикации. Изменение значения количества компонентов развития предикации, охватывающих 75 % информации (С75) при переменном числе компонентов развития предикации (Ct) и уровней (L) в информационной структуре текста можно определить по таблице, предложенной Ж.В.Витковской. Ниже мы предлагаем сокращенный вариант таблицы.
Число компонентов развития предикации (С,) |
Количество уровней в информационной структуре (L) | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1 |
1,0 | ||||||
2 |
2,03 |
2,0 | |||||
3 |
2,75 |
2,5 |
2,25 | ||||
4 |
3,5 |
3,12 |
2,75 |
2,3 | |||
5 |
4,5 |
3,8 |
3,35 |
2,9 |
2,45 | ||
6 |
5,0 |
4,5 |
4,0 |
3,5 |
3,0 |
2,5 |
Информация по теме:
Основные принципы построения методики изучения элективного курса
Так как изучение теории вероятностей и статистики в школьный курс было введено недавно, то в настоящее время существуют проблемы с реализацией этого материала в школьных учебниках. Также, в связи со специфичностью элективного курса, количество методической литературы тоже невелико. Практически во в ...
Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое
поведение дошкольника
Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент ...
Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи. Так, в исследовании В.А. Ковшикова и Ю.Г. Демьянова из 40 детей с ЗПР 7-9 лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи. Исследованием Е. В. Мальцевой в младших классах школы для детей с ...