Конструктивистское основание для тестов, проверяющих навыки и умения в чтении

Педагогика » Конструктивистское основание для тестов, проверяющих навыки и умения в чтении

Страница 4

Вычисление по данной таблице значительно облегчает отбор тек­стов для контроля ознакомительного чтения. Например, при Ct=6, L=3, C75=4 следует: в тесты надо заложить в этом случае 4 компонен­та предикации, что и будет составлять 75 % от всей информации тек­ста. Наиболее «удобными» для контроля являются тексты с числом компонентов развития предикации, равном 4 или 5-6 и с 2-4 ее уров­нями в информационной структуре данного текста.

Таким образом, при отборе текстов для тестового контроля ознако­мительного чтения целесообразно принимать во внимание названные выше компоненты информационной структуры текста, а не только его объем (количество слов).

Разработчику теста следует составить формальную схему предика­ции отобранного текста, определив общее число компонентов разви­тия предикации и число уровней в структуре, а затем вычислить по таблице Витковской искомое количество информации в тексте.

Характеристика текстов, предназначенных для тестового контроля чтения. Отбор текстов для медленного (изучающего) и быстрого (ознако­мительного) чтения необходимо производить с учетом их особенностей.

Так, тексты для медленного (изучающего) чтения должны (быть):

невелики по объему (= 450-500 слов);

содержать дозированный объем информации (в пределах опера­тивной памяти -7+2);

содержать узкоспециальную и общенаучную терминологию (со­провождающуюся пояснениями);

относиться к учебно-профессиональной сфере;

слабо адаптированы.

Тексты для быстрого (ознакомительного) чтения должны (быть):

значительными по объему (= 850-1000 слов);

содержать определенное число компонентов развития предика­ции и количество уровней в информационной структуре текста (см.таблицу выше);

содержать только общенаучную терминологию;

относиться к социально-профессиональной макросфере, к жанру научной публицистики;

интересны по содержанию;

неадаптированы.

Отбор информации из текстов для тестовых заданий, проверяю­щих уровень владения разными видами чтения. Отбирать текстовую информацию для тестов можно несколькими способами. Один из них основывается на обозначенной выше процедуре выделения предика­тов посредством представления формальной схемы развития преди­кации, имеющей конечное число составляющих ее компонентов, рас­положенных на разных уровнях. Необходимая для тестов информа­ция может быть выделена на основе той же таблицы (см. выше).

Другой способ связан с процедурой выделения в тексте горизон­тальных и вертикальных тематических линий (Бухбиндер В.А., 1977). Расчлененность текста поперечными пограничными линиями, отде­ляющими фразовые единства (или их группы) друг от друга, дает представление о горизонтально ориентированных смысловых «сек­циях». Чем большее количество «секций» по горизонтальным лини­ям выделено и понято читающим, тем выше уровень его понимания при изучающем чтении.

Продольно развивающиеся линии свидетельствуют о наличии вертикально ориентированных смысловых «секций», через которые осуществляется общее движение смысла по текстовому полю. Сте­пень понимания текста при ознакомительном чтении зависит от вы­деления количества «секций», расположенных на вертикальных ли­ниях (уровней предикации).

Таким образом, используя процедуру выделения тематических ли­ний различной направленности, мы выделяем в тексте информацию для изучающего и ознакомительного видов чтения, которую затем закладываем соответственно в тесты.

Использование принципов вертикального («продольного») и гори­зонтального («поперечного») расчленения текста позволяет выделить его смысловые вехи, его основные смыслообразующие компоненты.

При разработке тестов для контроля полного и точного основного содержания текста, с сохранением деталей, должна быть использова­на информация, лежащая как на поперечных, так и на продольных ли­ниях текста. Отсюда тесты для контроля понимания при изучающем чтения отличаются значительно большим количеством типов тесто­вых заданий и их различной целевой направленностью.

Инструкция к тесту. Необходимо остановиться на таком структур­ном компоненте тестового задания, как инструкция. В инструкции дается установка, от которой зависит прежде всего стратегия (способ) чтения и результат деятельности тестируемого в чтении. Установка может выполнять важную ориентировочно-мотивационную функцию в процессе выполнения теста, если она включает цель - задачи и цель-результат. И в этом плане некоторые инструкции в субтесте «Чтение» оказываются недостаточными. Например, в тестовых зада­ниях есть задания, направленные на обнаружение такого продукта чтения, как умозаключение. Умозаключающие действия возможны, если читающий опирается не только на весь тест, но и на свои фоно­вые знания. Однако в инструкции, предваряющей текст, не определе­на цель-результат: совершить умозаключение (определенного вида) в процессе воссоздания сформированной автором мысли. В данном случае тестируемый столкнется с трудностями при выполнении таких заданий, как:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Общие методы исследования
Проведение исследования состоит в использовании выбранных методов как способов разрешения поставленных задач. Как отмечается в научной литературе, необходимо чётко различать методы науки и методы практической деятельности, основанной на положениях этой науки. Метод – в широком смысле – это способ п ...

Содержание и этапы эмпирического исследования развития словообразования у детей шестого жизни со стертой дизартрией и в норме
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 49 г. Амурска в три этапа: 1) Констатирующий этап; 2) Формирующий этап; 3) Контрольный этап. Цель констатирующего этапа исследования - выявить уровень сформированности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со ...

Формирование и развитие предметно-исторических умений в процессе работы учащихся с историческими источниками
Чтобы формировать у школьников в процессе обучения истории специальные умения, учитель должен овладеть методикой их формирования, знать, какие умения обязательны для учащихся на протяжении всех лет обучения истории в школе, руководить их поэтапным формированием, т. е. ясно представлять, какие умени ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru