С учетом особенностей характера информационного чтения рассмотрим некоторые его компоненты.
Скорость чтения. Установлено, что изменение характера чтения (стратегии) связано с таким техническим фактором, как скорость извлечения информации из текста. В установках к выполнению тестовых заданий скорость чтения регламентирована временем: указывается время, за которое испытуемый должен прочитать текст для изучающего чтения объемом в 500 слов, текст для ознакомительного чтения - объемом приблизительно в 1500 слов. В данном случае за самое медленное чтение (изучающее) мы принимаем скорость 50-55 слов/в минуту, а за быстрое чтение (ознакомительное) – скорость 200-220 слов/в минуту. Следует заметить, что скорость чтения специалисты определяют по количеству печатных знаков, прочитанных за один час. Если определять скорость по количеству слов, прочитанных за один час, то надо учитывать, что в разных текстах слова имеют разную длину. Например, в тексте для изучающего чтения количество букв в большинстве слов колеблется от 9 до 17, в тексте для ознакомительного чтения - от 8 до 16. Для большей точности подсчета следовало бы установить различные шкалы для определенния фактической скорости чтения, что оказывается достаточно сложной процедурой.
Мы придерживаемся другой точки зрения. На сертификационный контроль выходят учащиеся с достаточно сформированной техникой чтения, которые оперируют единицами восприятия различной протяженности — от слова до сверхфразового единства. Минимальной единицей является слово, а не отдельные знаки, поэтому и подсчет скорости чтения целесообразнее определять по количеству слов в тексте. Что касается длины слова, то следует принимать во внимание факт: в профессионально-ориентированных текстах, как правило, используются слова, состоящие из большего количества знаков (от 12 до 17 знаков, и у студентов уже сформирован навык целостного восприятия таких слов.
Теперь о важном показателе уровня технических навыков чтения, который не вошел в тест «Чтение», в оценочную шкалу из-за усложненной процедуры фиксации и подсчета в условиях экзамена. Таким показателем является показатель диапазона гибкости (ДГ) - величина изменения скорости чтения при переходе от медленного (изучающего) к быстрому (ознакомительному) чтению. Показатель ДГ может выступать в числе основных показателей в оценочной шкале или выступать в качестве дополнительного показателя.
Так, исходным показателем ДГ является разность между быстрой и медленной скоростями: 200-220 слов/в минуту - 50 слов/в минуту г 150-170 слов/в минуту. Если испытуемый прочитал текст (объемом в 850 слов) не за 5 минут, которые указаны в тестовом задании, а за 3 минуты, то скорость его чтения составит 270 слов/в минуту, а показатель ДГ возрастет до 225 слов/в минуту, что будет свидетельствовать об уровне техники чтения выше среднего.
Гибкость проявляется не только в выборе определенной скорости чтения, но и в выборе техники чтения. Следовательно, по ДГ тестируемого мы может судить о его технических возможностях.
Характер текстового материала. Проверку навыков и умений чтения целесообразно проводить на текстовом материале из социально-профессиональной макросферы (Изаренков Д.И., Чонг Зо Нгуен, 1997) (научная, производственно-практическая сферы), научно-публицистического жанра. Примером могут служить тексты, представленные в тесте «Чтение» в медико-биологическом модуле (Типовые тесты . Профессиональный модуль «Медицина. Биология», 2001):
«Дефицит двигательной активности»;
«Вирус гепатита и рак печени»;
в инженерно-техническом модуле «Строительство. Механика» (Типовые тесты . Профессиональный модуль «Строительство. Механика», 2002):
«Небоскребы (Проблема строительства высотных зданий)»;
«Как вернуть нулевой уровень (Проблема технологии поднятия фундамента)»;
в геологическом модуле1:
«Уголь XXI века (Перспектива развития энергетических ресурсов)»;
«Фасциальный анализ - основа палеографических реконструкций (Виды палеографических реконструкций)».
Отбор текстов для проверки чтения в данном случае обусловлен следующим.
В методической литературе, посвященной проблемам чтения, различают три уровня чтения, отличающихся степенью компетенции читающего: минимальный (элементарный), студенческий и профессиональный (Коряковцева Н.Ф., 1983). На сертификационном экзамене должен проверяться профессиональный уровень - уровень, достаточный для реализации интеллектуальных, профессиональных потребностей в информации при работе с различного рода литературой. Для профессионального уровня чтения характерно такое качество, как его продуктивность - достижение необходимого результата в оптимальное время с минимальной затратой усилий благодаря способности читающего управлять процессом чтения.
Информация по теме:
Методы обучения, используемые в дидактических
поисковых моделях
Поисковый подход в рамках моделей направлен на освоение учащимися дидактической модели обучения как организации систематической исследовательской деятельности; модели организации обучения как коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями, творческой дискуссии. Учащийся ставится ...
Основные подходы к проблеме речевого развития в
психолого-педагогической литературе
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ . Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская шко ...
Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
На сегодняшний день в Украине действует 699 школ-интернатов, из них 341 общеобразовательная, 489 – для детей с физическими отклонениями, 69 санаторных школ-интернатов. Всего 26 типов школ-интернатов. С целью защиты интересов детей-сирот и детей, которые не имеют соответствующей родительской заботы, ...