выявление вида связи между предложениями-суждениями, а со ответственно, вида умозаключения;
восполнение недостающих посылок по сокращенному варианту дедуктивного умозаключения и др.
Обработка и оценка результатов тестирования. В этот раздел теста (методические инструкции) следует внести некоторые дополнения, которые связаны с таким важным показателем техники чтения, как диапазон гибкости (ДГ). Для тестора следует предложить две рейтерские таблицы: в первой из них оценивается ДГ у тестируемого, а во второй оцениваются по балльной системе выполненные тестовые задания. Приводим образец первой таблицы.
К выделению уровней понимания текста целесообразно подходить с точки зрения горизонтального и вертикального направления в логико-семантической структуре текста. Чем большее количество блоков по горизонтальному направлению выделено и понято тестируемым, тем выше фактологический уровень понимания. В этом случае можно судить о широте и полноте понимания. Чем большее количество блоков по вертикали выделено и понято тестируемым, тем больше глубина понимания им текста (Серова Т.С., 1988). Концептуальный уровень в первую очередь характеризуется глубиной понимания текста. На основе характеристик понимания и особенностей их проявления необходимо определить все основные и дополнительные факторы понимания для каждого вида чтения.
Владение разными видами чтения является свидетельством зрелого чтения. Однако уровень и степень этой зрелости могут быть различными, что и проверяется при тестировании.
Рейтерская таблица 2.
Объекты контроля |
№№ заданий теста |
Количество баллов | ||
Виды чтения |
Уровни понимания |
максимальное |
полученное тестируемым | |
изучающее |
Фактологический Концептуальный |
1-15 16-19 |
50 20 | |
ознакомительное |
Концептуальный Интегрирующий |
20-28 29-32 |
46 24 | |
Итого 140 |
Заданная скорость |
Заданный индекс ДГ. Количество баллов |
Показатели тестируемого | |||
в изучающем чтении |
в ознакомительном чтении |
Скорость |
Индекс ДГ | ||
в изучающем чтении |
в ознакомительном чтении | ||||
50 слов/ в мин. |
200-220 слов/в мин. |
150-170 слов/в мин. = 8 баллов |
Примечание:;
Фактологический уровень понимания определяется следующими умениями в чтении:
ориентироваться в главных текстовых референтах;
вычленять и воспринимать единичные факты;
выделять смысловые вехи текста;
определять детали, иллюстрирующие/подтверждающие/поясняющие основные положения.
Концептуальный уровень понимания определяется умениями:
определять основные положения (суждения) текста;
выявлять связи между отдельными положениями (суждениями) текста;
устанавливать иерархию отдельных положений текста (глав ное -второстепенное);
соотносить отдельные части текста друг с другом (факты, от носящиеся к одной теме/проблеме);
определять вывод(ы) автора текста;
Информация по теме:
Диагностика проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного
возраста
1. Описание и анализ результатов анкетирования родителей и воспитателей Для изучения наиболее часто наблюдаемых агрессивных реакций у ребёнка был проведён опрос воспитателя и родителей по схеме, включающей ряд параметров (наблюдаемых агрессивных реакций). Воспитателю и родителям необходимо было отм ...
Урочное направление политологического подхода при изучении обществознания
В 9-ом классе при изучении темы «Политические права и свободы» школьники решают проблемы-задания, позволяющие развернуть дискуссию. При обсуждении статьи 31 Конституции РФ учащимся предлагается вопрос-задание: «В ряде стран, в том числе и в России, органы власти регламентируют время и место проведе ...
Влияние занятий спортом на физическое развитие учащихся
Занятия физическими упражнениями в молодом возрасте предъявляют большие требования к физическому развитию. Поэтому при организации таких занятий необходимо особенно тщательно проводить наблюдения за влиянием различных тренировочных средств и методов на изменение физического развития занимающихся. И ...