выявление вида связи между предложениями-суждениями, а со ответственно, вида умозаключения;
восполнение недостающих посылок по сокращенному варианту дедуктивного умозаключения и др.
Обработка и оценка результатов тестирования. В этот раздел теста (методические инструкции) следует внести некоторые дополнения, которые связаны с таким важным показателем техники чтения, как диапазон гибкости (ДГ). Для тестора следует предложить две рейтерские таблицы: в первой из них оценивается ДГ у тестируемого, а во второй оцениваются по балльной системе выполненные тестовые задания. Приводим образец первой таблицы.
К выделению уровней понимания текста целесообразно подходить с точки зрения горизонтального и вертикального направления в логико-семантической структуре текста. Чем большее количество блоков по горизонтальному направлению выделено и понято тестируемым, тем выше фактологический уровень понимания. В этом случае можно судить о широте и полноте понимания. Чем большее количество блоков по вертикали выделено и понято тестируемым, тем больше глубина понимания им текста (Серова Т.С., 1988). Концептуальный уровень в первую очередь характеризуется глубиной понимания текста. На основе характеристик понимания и особенностей их проявления необходимо определить все основные и дополнительные факторы понимания для каждого вида чтения.
Владение разными видами чтения является свидетельством зрелого чтения. Однако уровень и степень этой зрелости могут быть различными, что и проверяется при тестировании.
Рейтерская таблица 2.
Объекты контроля |
№№ заданий теста |
Количество баллов | ||
Виды чтения |
Уровни понимания |
максимальное |
полученное тестируемым | |
изучающее |
Фактологический Концептуальный |
1-15 16-19 |
50 20 | |
ознакомительное |
Концептуальный Интегрирующий |
20-28 29-32 |
46 24 | |
Итого 140 |
Заданная скорость |
Заданный индекс ДГ. Количество баллов |
Показатели тестируемого | |||
в изучающем чтении |
в ознакомительном чтении |
Скорость |
Индекс ДГ | ||
в изучающем чтении |
в ознакомительном чтении | ||||
50 слов/ в мин. |
200-220 слов/в мин. |
150-170 слов/в мин. = 8 баллов |
Примечание:;
Фактологический уровень понимания определяется следующими умениями в чтении:
ориентироваться в главных текстовых референтах;
вычленять и воспринимать единичные факты;
выделять смысловые вехи текста;
определять детали, иллюстрирующие/подтверждающие/поясняющие основные положения.
Концептуальный уровень понимания определяется умениями:
определять основные положения (суждения) текста;
выявлять связи между отдельными положениями (суждениями) текста;
устанавливать иерархию отдельных положений текста (глав ное -второстепенное);
соотносить отдельные части текста друг с другом (факты, от носящиеся к одной теме/проблеме);
определять вывод(ы) автора текста;
Информация по теме:
Комплекс тестов для измерения уровня сформированности
навыков и умений аудирования, чтения, письма учащихся седьмого класса
С развитием тестирования как формы контроля учебных достижений школьников внимание вопросу разработки тестов уделяется не только со стороны известных методистов. В методической литературе появляются тесты, составленные учителями-практиками на материале определенного учебника или конкретной темы. В ...
Критерии и уровни развития памяти младших школьников
В 20-х годах нашего века некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Однако внимательное изучение деятельности памяти маленьких детей показало, п ...
Информатика в начальных классах
Из пояснительной записки «Федерального компонента государственного стандарта общего образования», принятого Приказом МОРФ от 5 марта 2004 г. № 1089: «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с 3 класса как учебн ...