Возможности дидактических поисковых моделей в обучении биологии в школе

Педагогика » Возможности дидактических поисковых моделей в обучении биологии в школе

В настоящее время актуальным является использование таких форм обучения, которые многими авторами классифицируются как продуктивные (или инновационные). Известно, что такие формы обладают рядом преимуществ по сравнению с репродуктивными, причем эти преимущества оказываются ценными с точки зрения современных тенденций и целей образования.

В нашей работе мы решили исследовать возможности дидактических поисковых моделей в обучении биологии. Дидактические поисковые модели обучения относятся к разряду продуктивных.

В основу исследования были положены работы М.В. Кларина, где дается следующее определение дидактических поисковых моделей: "Дидактические поисковые модели основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем".

Понятие "дидактические поисковые модели" отличается от понятия метода обучения, т.к. включает в себя, кроме метода обучения, также и деятельность учащихся и позицию учителя.

Основными вариантами дидактических поисковых моделей являются дидактическая поисковая дидактическая модель обучения на основе систематического исследования (по типу естественнонаучного), дидактическая поисковая дидактическая модель обучения на основе игрового моделирования, дидактическая поисковая дидактическая модель обучения на основе дискуссии, совместной выработки позиций, принятия решений.

Анализ литературы позволил обозначить ряд проблем, связанных с использованием дидактических поисковых моделей: в частности большие затраты времени на изучение материала, определенные требования к подготовке педагога, также считается, что активные, или дидактические поисковые модели нужно использовать в обучении в ограниченном количестве, а при неумеренном их применении возможно резкое ухудшение качества знаний учащихся. Мы считаем, что немалые преимущества в использовании дидактических поисковых моделей не менее ценны, чем усвоение учащимися знаний.

В нашей работе мы решили выбрать такую проблему: исследовать возможности разработки такой системы дидактических поисковых моделей, которая позволяла бы сохранить их преимущества, а так же и не снижала бы эффективность усвоения знаний.

Для работы был выбран раздел школьной биологии – иммунология, в преподавании которого, как показал опрос, учителя, как правило, используют только сообщающие информационно-иллюстративные методы обучения, что объясняется большим количеством новых понятий, но на объяснение которых выделяется небольшое количество времени.

Кроме того, ряд авторов считает, что дидактические поисковые модели эффективны в обучении подростков, т.е. в том возрасте, когда изучается раздел иммунологии.

Гипотеза исследования: использование дидактических поисковых моделей позволит повысить эффективность усвоения знаний учащимися по иммунологии.

Цель работы: исследовать возможности дидактических поисковых моделей в обучении иммунологии в школе.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

Анализ литературы, посвященной использованию дидактических поисковых моделей.

Анализ программ и опыта учителей в преподавании иммунологии в школе

Разработка программы изучения иммунологии в школе, включающей использование дидактических поисковых моделей, а также провести эксперимент по этой программе в 9 классе.

Объект исследования: методы обучения биологии в разделе Иммунология в школе.

Предмет исследования: возможности дидактических поисковых моделей обучения биологии в школе в разделе Иммунология.

Хочу выразить благодарность моему научному руководителю: ассистенту кафедры общей педагогики Кудиновой Ирине Юрьевне за оказанную помощь и поддержку при выполнении работы.

Информация по теме:

Библиографический розыск, сбор и систематизация документальной информации
Прежде всего, при рассмотрении данного вопроса необходимо отметить, что без освоения обширной литературы и собственно документальных материалов, имеющих отношение к исследуемой проблеме, в настоящее время не мыслится сколько – нибудь серьёзное теоретическое исследование. Объём научной информации (в ...

Игровые педагогические технологии и их использование при обучении изобразительному искусству
В настоящее время заметно возрос интерес психологов, педагогов, в частности дидактов, к игре как средству развития познавательного интереса. Немецкий психолог К. Гросс, в начале ХІХ в. первым предпринявший попытку систематизировать изучение игры, называет её начальной школой поведения. По его мнени ...

Методика ознакомления детей разных возрастных групп с растениями участка детского сада
Знания о природе, полученные детьми раннего возраста, в первой младшей группе расширяются, а интерес и любовь к природе закрепляются и углубляются. Движения и игры на свежем воздухе, обогащение интересными впечатлениями в природе положительно сказываются на здоровье и самочувствии маленьких детей. ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru