Наряду с логической систематизацией (группировкой, классификацией и т.п.) собранных фактических материалов важную роль в обработке их играют, как уже говорилось, математические методы. Из большого арсенала методов современной математики в исследованиях по теории физической культуры используются преимущественно статистические методы (методы математической статистики).
Это обусловлено тем, что связи, зависимости и отношения, исследуемые в сфере физической культуры, имеют в большинстве случаев не "жестко" детерминированный, а вероятностный характер (в отличие, например, от тех причинно – следственных связей, с какими имеют дело механика, классическая физика). Иначе говоря, закономерности здесь обнаруживаются не в каждом отдельном случае, а лишь как общая устойчивая тенденция, выявляющаяся в массе случаев. Если, например, в каком-то конкретном случае изменение некоторых элементов двигательного режима жизни вызвало прирост показателей работоспособности, из этого ещё не следует, что и во всех других случаях подобное же изменение двигательного режима вызовет такой же прирост работоспособности. Не следует, поскольку динамика работоспособности зависит от множества различных факторов и условий: возрастных и половых особенностей людей, уровня предварительной подготовленности, объёма и интенсивности нагрузки, общих условий жизни и деятельности и т.п. Чтобы выявить в этом сложнейшем многообразии зависимостей общие закономерные связи, надо оперировать с некоторой массой случаев и располагать специальными методами их количественного анализа. такие методы и дает математическая статистика. Она позволяет определить меру варьирования величин в собранных материалах, содержащих количественную информацию о некотором множестве случаев, часть из которых подтверждает предполагаемые связи, а часть не выявляет их, установить вероятную частоту появления тех и других случаев, вычислить достоверность количественных различий между выделенными совокупностями случаев, рассчитать корреляцию между количественными вариациями рассматриваемых явлений, получить другие математические характеристики, необходимые для верного истолкования фактов.
Сложные статистические расчёты (вычисление коэффициентов множественной корреляции и регрессии, многофакторный статистический анализ и т.п.) при массе количественных данных требуют специальной вычислительной техники, которая все больше внедряется в исследовательскую работу по физической культуре.
При выборе тех или иных статистических, как и вообще математических, методов для обработки и анализа материала исследования важно помнить, что они далеко не универсальны. Ряд современных математических методов разработан применительно лишь к некоторым сферам исследования и позволяет решать задачи только определённого типа. Было бы наивно полагать, что применение любого сложного математического метода непременно повышает точность исследования и украшает его.
Решая вопрос о целесообразности использования в исследованиях тех либо иных математических методов, надо иметь достаточные основания считать, что они адекватны (волне соответствуют) особенностям предмета и материала данного исследования. Совершенствование статистических и других математических методов в этой связи идёт по пути разработки математического аппарата (совокупности вычислительных правил и процедур) применительно к особенностям предмета и конкретной методологии исследований, характерным для различных отраслей науки. Кроме логического упорядочения и математических расчётных процедур немаловажную роль в первичной обработке материалов исследования играют графические методы. Графические формы обработки материала )построение графиков, диаграмм, схематических моделей) помогают наглядно представить вычисленные количественные соотношения и зависимости, уяснить характер связи между исследуемыми явлениями или процессами. Графическое изображение полученных расчётных материалов – это не только иллюстрация к ним, но и один из способов анализа. так, графически сопоставляя динамику параметров тренировочных нагрузок и динамику результативных показателей, можно подметить такие соотношения между ними, рассмотреть которые с помощью других методов подчас не удаётся. Трудоёмкие операции построения сложных графиков облегчаются благодаря современным техническим средствам.
Информация по теме:
Тематическая беседа как форма устной коммуникации
Коммуникативные упражнения составляют необходимый компонент всей системы обучения РКИ: учащийся должен уйти с занятия не с осознанием того, что он выучил, например, формы предложного падежа, а с осознанием того, что научился сообщать или спрашивать о местонахождении предмета, человека, учреждения. ...
Организация самостоятельной работы в процессе
обучения информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...
Анализ программы развития городской системы образования
Новое качество образования – главная цель реформирования современной школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов обучения и воспитания, организация образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или переход в инновационный режим развития – ...