Место дидактических поисковых моделей в педагогических подходах

Педагогика » Возможности дидактических поисковых моделей в обучении биологии в школе » Место дидактических поисковых моделей в педагогических подходах

Существуют различные классификации методов обучения (по источникам знаний, по дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности учащихся и др.). Классификации методов обучения строятся в зависимости от принципов отбора, например среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические, и так далее. В основании этой классификации лежит принцип предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, можно привести другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Также ярко выражена, которую подходяще здесь воспроизвести, классификация методов, как объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный.

Многофункциональность методов обязывает учителя биологии использовать их таким образом, чтобы они обеспечивали не только усвоение учащимися знаний, но и научили их приобретать самостоятельно новые знания, чтобы при этом познавательная деятельность развивалась, усложнялись умения и способы деятельности.

Сложная система биологических знаний, раскрываемых на каждом занятии, единство обучающей и воспитывающей функции методов, психологические и возрастные особенности учащихся и др. обусловливают необходимость использования в учебном процессе всего многообразия методов, когда один метод органично дополняется другим.

С помощью разнообразных методических приемов любой метод побуждает учащихся к активной учебной деятельности, способствуя их воспитанию и развитию.

Способность учащихся ориентироваться в новой ситуации, умение видеть и ставить проблемы, находить способы их решения и решать их характеризуют уровень познавательной самостоятельности школьников.

Решение задачи развития познавательной самостоятельности зависит от содержания учебного материала и характера использования методов обучения, с помощью которых учащиеся ориентируются либо на простое воспроизведение знаний, либо на творческое их приобретение и использование.

Любой метод может быть использован для организации деятельности учащихся в репродуктивном плане. Применение методов в объяснительно-иллюстративном плане обусловливает репродуктивный характер познавательной деятельности у учащихся, при которой степень их самостоятельности невелика. В то же время каждый метод может быть использован как в поисковом, так и в исследовательском планах, обусловливающих творческий характер познавательной деятельности школьников, способствующих развитию их познавательной самостоятельности.

Есть основания полагать, что с применением дидактической поисковой модели в обучении связан завтрашний день школы, поскольку этот метод предоставляет ученику наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска. Учитель управляет процессом через соответствующую постановку задач.

Информация по теме:

Анализ программ по биологии с точки зрения возможностей дидактических поисковых моделей
Организация учебной деятельности школьников зависит от содержания учебного материала, возрастных особенностей и общего уровня подготовки школьников. В связи с поставленными перед школой задачами возрастают требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Анализируя предлагаемые ...

Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов; организация исследования
В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет. Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы ...

Методические основы изучения табличного умножения и соответствующих случаев деления
Первоначальное изучение умножения и деления целесообразно осуществлять в следующей последовательности трех циклов задач (по три задачи в каждом цикле): I цикл: а,б) умножение при постоянном множимом и деление по содержанию (совместно); в) деление на равные части. II цикл: а,б) уменьшение и увеличен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru