Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова).
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослыми.
Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Опыты позволяют развить наблюдательность, активизировать познавательный интерес к природе и мыслительную деятельность. При проведении опытов реализуются задачи и сенсорного воспитания. Через опыты дети уточняют свои знания о свойствах и качествах объектов природы (свойства снега, воды, растений и др.) Также, опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Опыты проводятся со старшей группы детского сада, к тому времени у детей накопилось много знаний, которые необходимо уточнить, проверить с помощью элементарной поисковой деятельности. Но в младших и средних группах тоже используются отдельные поисковые действия.
Опыт или эксперимент должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе труда и наблюдений. Дети непременно должны активно участвовать в опытах иначе нужный уточняющий и познавательный эффект не получится. При проведении опыта ни в коем случае нельзя наносить вред и ущерб животным и растениям. Детям должны быть понятны цель и задача опыта, и к тому же они должны самостоятельно высказывать собственные выводы и суждения, к чему обязательно должен подвести детей воспитатель.
Информация по теме:
Технические средства
обучения
Современные технические средства позволяют убедительно и доходчиво в короткий отрезок времени раскрыть содержание сложных явлений, способствуют активизации познавательной деятельности студентов. Эксперимент, анализ опыта работы преподавателей показали, что систематическое использование современных ...
Описание предметной области
и ситуации
Моей системой, в которой возникла проблемная ситуация, является план создания студенческого портфолио. Обсуждение тематики создания и использования портфолио в вузе опирается на такие взаимоопределяющие тенденции в развитии российского образования, как: - Оформление постиндустриального общества рын ...
Организация самостоятельной работы в процессе
обучения информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...