- Вот смотрите: вы приходите в магазин для того, чтобы приобрести какой-либо товар. При покупке происходит следующее: вы - покупатель - отдаете продавцу определенную сумму денег, а взамен получаете от продавца необходимый вам товар. Если провести аналогичное рассуждение в отношении работника и заработной платы, то что мы получим? (дополнительное рассуждение: 0,5 минуты).
Примерный ответ учеников: - Работодатель - это покупатель товара "рабочая сила"; работник - продавец товара "рабочая сила"; при таком раскладе заработная плата выступает в роли цены, которую платит покупатель товара "рабочая сила" продавцу, т. е. работодатель - работнику.
Учитель: - Молодцы! Теперь запишите определение понятия "заработная плата" в тетрадь (надиктовывать и дублировать произносимое на доске): заработная плата - это цена труда или услуги в единицу времени (час, день, неделя, месяц, год). (максимально: 0,5 минуты)
Интересный факт, который вы также можете записать в тетрадь (говорить так, чтобы желающие могли записать сказанное + дублировать сказанное на доске): в теории заработную плату разделяют на реальную и номинальную. Под реальной заработной платой понимают совокупность материальных благ и услуг, которые работники могут приобрести на полученную ими заработную плату при данном уровне цен на товары и услуги. Под номинальной - сумму денежных средств, получаемых работником за свой труд, т. е. общую сумму полученных средств. (максимально: 1 минута).
Вопрос 2. Формы заработной платы. (на вопрос:6,5-7 минут)
Учитель: - Чуть ниже запишем следующее (дублировать произносимые слова на доске):
Основные формы заработной платы:
1) сдельная / повременная;
2) индивидуальная / коллективная; (под запись: 0,3 – 0,7 минуты)
- А теперь порассуждайте пожалуйста о том, что подразумевается под каждой из этих форм? (дается около1 мин. на размышление).
Примерный ответ учеников: - сдельная заработная плата подразумевает начисление определенной суммы денег за каждую единицу произведенной рабочим продукции либо услуги; повременная - выплаты за определенный период работы (независимо от кол-ва произведенного товара); индивидуальная заработная плата предполагает индивидуальный подход к каждому рабочему, т. е. производится расчет заработной платы из количества изготовленной этим рабочим продукции в единицу времени с учетом имеющихся сдельных расценок за единицу этой продукции. При коллективной заработной плате производится учет всех тех же факторов, только в отношении всей рабочей бригады или цеха (на ответ ученика: 1,5-2 минуты).
Учитель: - Верно! В последнем случае следует добавить, что коллективный заработок в последующем делится между всеми членами коллектива в соответствии с присвоенным рабочему тарифным разрядом и фактически отработанным временем. А теперь давайте запишем основные определения по этому вопросу в тетрадь (повторить определения и продублировать их на доске. Лучше заранее прописать на доске блок определений по данному вопросу (в связи с его объемом)) (на слова учителя: максимально: 3 минуты).
Вопрос 3. Потребление. (на вопрос:1,5-2 минуты)
Учитель: - Ну что: с этим разобрались. Идем дальше. Давайте вместе подумаем: деньги мы заработали. Что теперь с ними делать? (0,5 минуты на раздумья).
Примерный ответ учеников: - Тратить .
Учитель: - Хорошо: тратить . На что мы будем тратить кровно заработанные деньги? (0,5 минуты на раздумья).
Примерный ответ учеников: - На приобретение необходимых товаров . (на коммуникацию в этой части урока: 1,5-2 минуты).
Учитель: - Верно. Но если выразиться чуть по-иному, то на удовлетворение наших потребностей! Авторы нашего учебника прибегли к понятию "потребление" в этой части параграфа. Они определяют потребление как "использование необходимых человеку товаров и услуг для удовлетворения его разнообразных и многочисленных потребностей" (записать определение на доске не прекращая объяснения).
Вопрос 4-7. Прожиточный минимум, «потребительская корзина», минимальная заработная плата (на вопрос: 4-5 минут).
С этим явлением связаны также понятия "прожиточный минимум", "потребительская корзина", "минимальная заработная плата". Сейчас мы с ними познакомимся поближе. Но для начала запишите, пожалуйста, определение понятия «потребления», которое я записала только что на доске (на слова: 0,5 минуты; дать 0,7 минуты на запись).
Информация по теме:
Организационные условия и формы занятий
На мой взгляд, наиболее удачной формой проведения урока физической культуры по воспитанию двигательных качеств с учетом морфо-конституциональных особенностей является круговая тренировка. Метод круговой тренировки представляет собой организационно-методическую форму, охватывающую ряд частных методо ...
Возрастные особенности младших школьников
В возрасте от 6 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти. Вес в этом возрасте ...
Самостоятельная работа и её виды
На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных ...