В детском саду не наблюдалось случая проявления Сережей отзывчивости, чуткости по отношению к детям. Наоборот, можно было видеть, как он смеялся, когда Марина упала и сильно разбила ногу, или, заметив, что Наташа плохо нарисовала, он вырвал ее листок, стал смеяться и показывать детям, вызывая смех и у них, хотя сам, как уже говорилось, рисовать не умел.
Такова была одна из первых характеристик Сережи.
В индивидуальной работе с Сережей следовало поставить такие задачи: воспитать у него выдержку умение владеть собой при общении с другими детьми, умение подчинять свои желания желаниям коллектива, воспитать чувство ответственности перед коллективом, умение доводить взятую роль в коллективной игре до конца, умение считаться с мнением товарищей, подчиняться правилам игры; научить делиться с товарищами своими игрушками; воспитать сочувствие товарищам, желание сделать что-то хорошее, полезное всему коллективу.
Эти задачи можно было осуществить, используя следующие приемы. Прежде всего к Сереже надо было быть очень требовательным, сочетая, однако, требовательность с ласковым, внимательным, справедливым отношением к нему; иногда нужно было не замечать некоторые проявления недисциплинированности, которые не мешали коллективу; надо было раскрывать перед мальчиком и перед всеми детьми его хорошие, положительные качества; давать выполнять ему ответственные поручения и роли в коллективной игре, давать отдельные поручения, которые способствовали бы воспитанию у Сережи чуткости, отзывчивости, внимательности к товарищам; использовать коллектив детей и воздействовать через него на поведение Сережи; использовать связь игры с трудом для воспитания выдержки, усидчивости; вести работу с родителями и вместе с ними выправить поведение Сережи.
Прежде всего воспитатель попросил родителей, чтобы они не приносили с собой в детский сад игрушки, как бы Сережа ни капризничал. «Не разрешили воспитатели» — таков должен быть ответ мальчику. Это удалось осуществить. Теперь только изредка можно было видеть у него игрушку, принесенную из дома.
Вначале дети не хотел» играть с Сережей. Когда же его все-таки приняли в игру и сделали шофером, он сразу нарушил правила игры: большую часть строительных материалов привез в бригаду Вовы с целью задобрить его, чтобы тот взял его в свою бригаду. Пришлось объявить выговор шоферу и бригадиру перед детским коллективом, привлечь всех детей к обсуждению поступка Сережи. Ребята говорили ему: «Разве ты настоящий шофер, так шофер не поступает», «У девочек дом не будет построен, ты отвечать будешь», «Возьми материал и отвези девочкам». Это обсуждение гораздо сильнее подействовало на Сережу, чем многочисленные указания воспитателя. Сережа понял, что если он не отвезет девочкам нужный материал, то: его могут исключить из игры, а играть вместе со всеми ему очень хотелось.
В то же время воспитатель постарался внушить Сереже, что роль шофера очень ответственная: надо доставить груз вовремя — если не привезешь, то остановится вся стройка; шофер должен быть справедливым и честным, так как от него зависит успех всего строительства. Раскрывая перед ребенком содержание роли, педагог создает тем самым образец для подражания. Поняв свое значение на стройке, Сережа стал стремиться исправить свое поведение.
В роли шофера у него появилось желание делиться с товарищами игрушками. Как-то он привез строительный материал в бригаду девочек, а в руках держал оловянного солдатика, которого принес из дома. Девочки обрадовались: «Смотрите, Сережа солдатика, военного сторожа, нам привез; мы его поставим на большой кубик, и он будет охранять нашу постройку». Сережа хотел было сказать свое обычное «Это мой, вы его сломаете», но увидев, что Галя уже приготовила для солдатика кубик, отдал его, ни слова не сказав. Воспитатель похвалил Сережу: «Молодец, шофер, хорошего сторожа привез девочкам». На другой день он принес из дома еще двух солдатиков и поставил их в других бригадах. Этому воспитатель не препятствовал, предупредив только Сережину маму, что. после игры игрушки будут возвращены.
Информация по теме:
Анализ лирического и драматического текста
Чтение и изучение лирических произведений предоставляет очень большие возможности для личностного развития ребенка, поскольку в процессе восприятия участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память. Кроме того, лирика как изображение чувств может оказывать сильное воспитательное воздейст ...
Образ в музыке и музыкальная драматургия
Следующие темы, в которых литература играет большую роль, это образ в музыке и музыкальная драматургия. С этими темами дети знакомятся в седьмом классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер, узнают, что для их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержания оперы, балета, оп ...
Виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении
школьников младших классов
Изучение особенностей использования ИКТ при обучении школьников должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу общего среднего образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информат ...