В игре в библиотеку, в драматизации «Теремка» Сереже было дано поручение сфотографировать лучших читателей, лучших артистов и сделать карточки тем, кого он снимал; отнести малышам книжки, которые дети починили, причем воспитатель отметил, что Сережа с Сашей больше всех сумели починить книжек.
Большое влияние на Сережу оказала трудовая деятельность во время игры. Сережа плохо владел ножницами, плохо рисовал, конструировал. Пришлось воздействовать на него опять-таки через коллектив. Во время занятия по конструированию грузовых машин и вырезанию из бумаги деревьев для игры самые плохие поделки были у Сережи. Дети не брали их в игру. «Разве это грузовик, он развалится. А еще шофер!», «Сережа — неумейка», так ребята оценивали его, и его работу. Сережу огорчало, что его игрушки никому не нужны. И впервые у него проснулось желание сделать грузовик не хуже других. После игры он сказал: « Я тоже хочу сделать грузовик, только я ведь не умею, покажите». Утром на следующий день он пришел пораньше, принес спичечные коробки и терпеливо принялся делать грузовик, все время спрашивая: «Правильно? Я так делаю? А он не развалится?» И громадное удовлетворение получил Сережа от своей работы, когда увидел, что грузовик его прочный и колеса вращаются. «Глядите, колеса, колеса вертятся!» — с радостью воскликнул он. Чувствуя большой интерес Сережи к ручному труду, воспитатель стал часто привлекать, его к этому. Когда украшали построенный ребятами город, Сережа и Витя после показа взрослого сделали путем складывания из бумаги скамеечки и ставили их во дворах домов; научившись делать фотоаппараты. Сережа сделал несколько и по совету педагога подарил их товарищам по группе и малышам. Сережа также раскрашивал вывеску для библиотеки, обложки на книжках.
Постепенно дети стали обращаться к Сереже за помощью: «Сережа, сделай мне фотоаппарат», «Покажи, как сделать скамеечку». В Сереже стали забываться его прежние грехи: жадность, неуживчивость, разболтанность. Гордый тем, что он умеет что-то делать, он с удовлетворением делал детям игрушки по заказу, показывал им, как лучше делать, сам дарил сделанное. В игре в библиотеку Сережа помог замкнутой, молчаливой Наташе включиться в коллективную игру: «Наташа, становись со мной в очередь, сейчас книжки интересные возьмем». Потом он помогал Наташе подклеивать книжки, показывал, как надо действовать ножницами. А в игре-драматизации «Теремок» Сережу, выбрали ежиком: «Сережа всех зверей будет защищать, он — сторож с колючими иголками». Он сам сделал себе шапочку и помог Наташе сделать шапочку мышки.
Оказывая Сереже помощь в овладении им конструктивными и другими умениями, воспитатель способствовал развитию у мальчика положительного отношения к труду и занятиям. Выполняя заказ библиотекаря — сделать фотографии лучших читателей, он подолгу мог сидеть и тщательно рисовать на маленьких бумажках фигурки людей. Все реже и реже можно было слышать «Сережа отнял», «Сережа разломал», наоборот, стали говорить: «Смотрите, какую игрушку Сережа сделал для наших кукол». Вместе с воспитателем Сережа делал игрушки из дерева: кровать, карусели для кукол. Эта работа с деревом очень увлекли мальчика и стала одним из любимейших занятий. Родители поддержали ни интерес к такому труду, купили ему пилку, молоток, клещи, и дома он тоже им делить игрушки.
Применение к интересному труду в процессе игры сильнее повлияло на поведение Сережи чем все словесные указания, напоминания. Выполнение роли и связанное с ней изготовление игрушек способствовало тому, что Сережа стал трудолюбивей, усердней выполнял все задания на занятиях. Необходимость обмениваться игрушками, пособиями в процессе игры, делать их для других развивала у Сережи желание сделать что-то приятное товарищу. Он перестал обижать детей.
Информация по теме:
Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности
В проблемном обучении процесс учения в определенной мере сближается с исследовательским процессом: самостоятельности мышления учащихся достигает в работе над решением задач все более высокого уровня. Именно благодаря развитию самостоятельности действия путем выполнения разного рода самостоятельных ...
Применение моделирования для развития математических представлений старших
дошкольников
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключает ...
Программные требования к сюжетным задачам в 3 классе
Объем изучаемого в 3-м классе по «Программе по математике в 1-4 клас-сах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 1000, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (с ...