С этими девочками нужно было провести не одну беседу по поводу ролей, которые они считали интересными, чтобы пробудить к ним интерес, заставить поверить в их важность. Так, воспитатель объяснил девочкам, что, будучи читателями библиотеки, они могут помочь заведующей и библиотекарю в поддержании тишины во время выдачи книг, педагог давала им задание научить Сашу, Люду, как надо аккуратно обращаться с книгой; он рассказывал Ире и Гале о том, какую важную роль играет повар в дальнем плавании. Иначе говоря, воспитатель раскрывал перед девочками во всем многообразии те роли, какие они должны были выполнять. Такие беседы помогли не только тому, что девочки стали выполнять в игре любую роль, они способствовали и тому, что Ира и Галя стали играть творчески: сами придумывали себе элементы костюма (повар Галя сделала себе беленький колпачок), сами вносили каждый день что-нибудь новое в свою игру (на корабле, например, повар устраивает торжественный обед по поводу дня рождения Саши).
В длительной творческой игре, используя различные приемы, с успехом можно воспитать у детей такие качества, как умение проникнуться переживаниями товарищей, сдерживать себя и своих товарищей, если их поступки мешают коллективу, воспитать чувство ответственности перед коллективом за выполнение любой роли, взятой на себя, даже если эта роль не ведущая, а второстепенная.
Работа показала, что в творческой игре у детей активных, инициативных, общительных легче воспитать навыки коллективной жизни; более того, они даже могут явиться помощниками воспитателя в этом сложном деле. Это достигается тогда, когда установлен тесный контакт воспитателя с детьми.
Саша А.— пришел в группу, когда дети уже дружно играли в коллективные игры, имели определенные навыки коллективных взаимоотношений. Физически и умственно развит хорошо. До этого ходил в другой детский сад, где работали и мама, и бабушка, где его баловали и он привык быть на особом положении. В том саду он находился с 2,5 лет, и поэтому все считали его маленьким (детям в группе было уже по 3 года), за ним постоянно следили, помогали и ухаживали. Саша к этому привык и стал считать, что так будет всегда. Но когда он перешел в новый детский сад в подготовительную к школе группу, то все изменилось: теперь требовалось быть самостоятельным. Правда, Саша умел одеваться, но все делал небрежно, неправильно застегивал пуговицы, не умел застегивать сандалии.
И вот однажды воспитатель сказал, что несколько детей, кто хочет, пойдут помогать одевать малышей на прогулку. Саша тоже поднял руку, но педагог остановил его: «Как же ты будешь одевать малышей, если сам не умеешь как следует одеваться». Саша, придя вечером домой, стал говорить бабушке, чтобы она больше его не одевала, он сам может это делать.
Дети, конечно, замечали Сашины недостатки и первое время не принимали его в игру. На вопрос воспитателя «Почему с вами Саша не играет?» они отвечали: «А он ничего не умеет делать». Из бесед с родителями педагог знал, что Саша умеет хорошо строить, и постройки из строительного материала получаются у него красивые, прочные, что он знает много сказок, рассказов и умеет выразительно их рассказывать. Надо было раскрыть перед детьми эти положительные качества мальчика, и самой благоприятной возможностью для этого могла быть игра, в которую дети увлеченно играли вот уже целую неделю. Воспитатель обратился к ним: «Товарищи строители, нам нужно построить станции, к которым будем вести железную дорогу. Вот наш новый рабочий, Саша, хочет их построить. Поручим ему эту работу? Я знаю, он справится». Дети согласились с предложением взрослого, а Саша очень обрадовался, побежал за строительным материалом, стал измерять расстояние и выбирать место, где лучше строить. Он построил две железнодорожные станции, завершив ими проложенную железную дорогу, построил очень красиво, станции не были похожи друг на друга, каждая была особенной. Ребята были удивлены таким мастерством своего товарища и уже сами ему предложили: «Здорово у тебя получилось! Завтра будем продолжать игру, ты у нас будешь строить станции». А назавтра Саша не только их построил, но и придумал им названия (одну назвал «Петушок», другую — «Морозко», третью — «Космонавты»).
Информация по теме:
Реализация курса для
пятого класса школы №320 г. Красноярска
Программа курса «Университетское образование» была реализована частично в школе №320 г. Красноярска. Первые три занятия были посвящены знакомству. На первом занятии курса «Университетское образование», которую вел Васильев Виктор Георгиевич, было зафиксировано нами, что дети в этом возрасте не могу ...
Развитие представлений о себе у дошкольников
Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребен ...
Педагогический потенциал невербальных
средств коммуникации
В сложной информационной структуре педагогической коммуникации устная речь становится далеко не единственным средством передачи сообщений. Кроме вербальных и паравербальных существуют невербальные каналы и средства передачи информации, которые могут быть эффективно использованы в коммуникативной де ...