Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 998 г. христианства. В общем, этот большой временной отрезок можно разделить на два этапа: дохристианский и христианский.
О воспитании и обучении того времени сохранилось весьма мало свидетельств. Ограниченность источников приводит иногда к диаметрально противоположным оценкам состояния воспитания и обучения в Древней Руси: от утверждения, что все древние славяне были невежливы, до чрезмерной идеализации постановки у них воспитания и обучения .
Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают восстановить картину характерного для VI–IX вв. родоплеменного общества у восточных славян. Например, византийский стратег Маврикий отмечал такие качества, типичные для «славян и антов», как свободолюбие, мужественность, физическая развитость и закаленность.
Как воспитывались дети у древних славян, можно представить лишь в самых общих чертах, и только в Конспекте осмысления жизни людей того времени в целом. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиции первобытнообщинной эпохи, где главным «учителем» является труд. Здесь происходит то же включение детей в различные виды деятельности в раннем возрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обряды инициаций. Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье, роль родителей в это время значительно возросла.
Воспитание и обучение в X–XIII вв. обусловлено принятием славянами христианства. В 998 г. была открыта первая школа, «учения книжного». Вся литература того времени носила религиозно-духовный характер, и ученость сочеталась с фанатической религиозностью.
Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций, правда, стала заметной тенденция взять его под государственный контроль. Так, в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни, о чем говорилось в своде документов того времени – «русской правде».
В XIV–XVI вв. государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало ведения школьного обучения.
Подготовка к взрослой самостоятельной жизни осуществлялась вне школы.
Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции обучения: передачи ремесла от отца к сыну.
Ярким представителем светского направления в русской педагогической мысли XVIII столетия был Василий Никитич Татищев (1686–1750). В его педагогических воззрениях более, чем у кого-либо другого, оправдалась идея практицизма и профессионализма. По его инициативе в 1721 году была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ .
Общее образование, по мнению В.Н. Татищев полагал, что в процессе общего образования следовало бы уделить место домоводству – обучению ведению домашнего хозяйства.
Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40–60 гг. XVIII в. Неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765) – ученого-энциклопедиста, художника и поэта. Михаил Васильевич был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. М.В. Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, трудовую деятельность детей для более полного усвоения учащимися учебного материала.
В 40-е годы XIX в. в Германии приступили к разработке своих идей великие историки, ученые Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). В своем коммунистическом учении они рассматривали идею о единстве умственного, физического и так называемого политехнического образования и соединения обучения с трудом, они предлагали строго соблюдать предельные нормы труда детей и подростков, их распределение по возрастным группам при соответствующем усложнении содержания умственного, физического и политехнического образования.
Информация по теме:
Виды дидактических поисковых моделей обучения
С позиции теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие субъекта этой деятельности, учащегося. Применительно к школе, ключевым для понимания роли диалогического о ...
Описание возможных причин агрессивного поведения дошкольников
При нормальном развитии общения для детей первого полугодия жизни характерна потребность во внимании и доброжелательности взрослого. У младенцев она реализуется в стремлении к физическому контакту с взрослыми, к ласке и доброму отношению. Для детей дошкольного возраста свойственны более сложные фор ...
Анализ психолого-педагогических основ использования
ТСО в обучении культуре иноязычного общения в средней школе
В обучении культуре иноязычно общения особое место занимают ТСО (технические средства обучения). В методике обучения иностранным языкам активно исследовались учебные возможности ТСО. Большое внимание им уделено в работах К.Б. Карпова, А.С. Лурье, М. В. Ляховнцкого и других советских и зарубежных ме ...