Развитие идеи соединения обучения

Страница 3

Характерной особенностью периода было появление сельских гимназий, расположенность которых в сельской местности, близость к природе, посильное включение учащихся в труд позволял совершенно по новому подойти к решению задач трудового, эстетического, физического воспитания, увязать обучение с трудом. Такие школы открывались в Самарской и Рязанской губерниях и особенно в Подмосковье.

Идея развития творческих способностей ребенка, его активности и самодеятельности, уважение к детской личности и развивающей роли труда были положены в основу созданного сторонниками «свободного воспитания», «Дома свободного ребенка». Организатором этого воспитательного учреждения был Константин Николаевич Вентцель (1857–1947). Полагавший, что воспитание и образование детей в школах должно осуществляться в процессе включения их в повседневную жизнь, в тесной связи с производительным творческим трудом.

Одним из ярких представителей концепции свободного воспитания был Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934). Идея детского труда проходит через всего теоретическую и практическую деятельность С.Т. Шацкого.

Вместе с А.У. Зеленко С.Т. Шацкий начинает уникальный опыт создания образовательно-воспитательного учреждения для детей беднейшего населения Марьиной рощи в Москве с использованием самодеятельности и самоуправления детей, их заинтересованности и инициативы в организации всей внутренней жизни этого учреждения, применением труда как стимула для создания детского сообщества. Еще в 1905 году С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко организовали загородную летнюю колонию для приходских детей, в 1906 году в Москве ими было создано общество «Сетлемент», которому удалось развернуть разнообразную работу: начала создаваться система детских учреждений, включающая детский сад, начальную школу, детский клуб, различные мастерские, в которых дети обучались различным ремеслам и одновременно получали общеобразовательную подготовку.

В 1906 году вместо закрытого властями «Сетлемента» было открыто другое общество «Детский труд и отдых», а в летнее время работала детская колония «Бодрая жизнь». Во всех этих учреждениях С.Т. Шацкий и его коллеги проводили интереснейший эксперимент по созданию детского сообщества в процессе совместного производительного труда.

Большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе принадлежит известному педагогу Петру Федоровичу Каптереву (1849–1922). Он категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая житность вредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее». Трудовое начало в школе, по мнению П.Ф. Каптерева, должно способствовать развитию, прежде всего, мыслительных способностей учащихся. Физический же труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте.

Вместе с тем П.Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы ребенка, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолевать трудности. Однако полную воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться в тесной связи с содержанием теоретических работ», будет способствовать умственной деятельности учащихся. Только такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками труда, но, развивая мышление, будет вырабатывать у них и осознанное отношение к труду.

Использование «трудового принципа» и «трудовых активных методов» стало отличительной чертой многих опытных школ в конце XIX начале XX вв. Вопросы организации, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в «трудовой школе» отражались на страницах печати, рассматривались в работе учительских съездов. Примечателен в этом отношении съезд, созданный по инициативе Петербургского общества грамотности и проходивший с 22 декабря 1913 года по 3 января 1914 г., который внес значительный вклад в поиски рациональных форм использования труда в школе: участники съезда подвергли резкой критике старую школу за схоластичность обучения, отрыв от жизни, за «книжность и словесность» и противопоставили ей «трудовую школу», которая по их мнению способна преодолеть многие отрицательные стороны старой школы способствовать демократизации всей школьной системы. Значительное место в работе съезда заняло обсуждение вопросов о целях и задачах «трудовой школы». Выступавшие доказывали необходимость введения в общеобразовательную школу «трудового начала» как важного средства развития личности в целом.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Дежурства как форма организации труда детей
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...

Формирование гуманных отношений взрослого к ребенку
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку) ...

Анализ программы развития городской системы образования
Новое качество образования – главная цель реформирования современной школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов обучения и воспитания, организация образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или переход в инновационный режим развития – ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru