Классификация видов самостоятельной работы

Страница 1

Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д.

Первое направление в классификации самостоятельных работ, в основу которого положен принцип дидактического назначения самостоятельной работы в обучении, наиболее полно представлено в работах Б.П. Есипова. Он выделяет самостоятельные работы по звеньям учебного процесса в соответствии с преобладанием в них основной дидактической цели. Движение обучающегося от самого простого вида самостоятельной работы до самого сложного, однако, ограничено в основном рамками его воспроизводящей деятельности. Подобную классификацию дают З.А. Вологодская, М.Н. Скаткин, А.В.Усова и другие. В классификации З.А.Вологодской и А.В.Усовой выделяется 5 групп: 1) овладение умением самостоятельно приобретать новые знания; 2) закрепление и уточнение знаний; 3) выработка умения применять знания в решении задач; 4) формирование умений и навыков практического характера; 5) формирование творческих умений.

Существует еще одна классификация самостоятельной работы по дидактической цели И.Т. Сыроежкина, которая выделяет пять групп деятельности:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка учения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование учений и навыков практического характера;

5) формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

Второе направление классификация самостоятельной работы берет своё начало в работах В.В. Голубкова, В.А. Добромыслова, Е.Я. Голанта и других методистов и дидактов, которые пытались разработать систему самостоятельных работ с учётом мыслительных операций ученика при работе над различными объектами познания и использовании различных источников знания. В.В. Голубков указывает на такие мыслительные операции, как анализ, выделение и осмысление материала, синтез, выяснение общего смысла произведения. З.А. Вологодская, А.В. Усова предлагают классификацию по роли самостоятельных работ в формировании понятий. Е.Я. Голант исходит из учебно-логических ситуаций, которые порождаются в учебной работе характером источника знаний, и выделяет различные виды специальных работ над книгой. Р.М. Микельсон разработал методику организации таких видов самостоятельных работ, как работа с учебной литературой, выполнение упражнений, лабораторных работа, сочинений, докладов, решение задач, составление коллекций. Однако подобные классификации не могут считаться всеобъемлющими. Рассматриваемое направление получило своё наиболее полное выражение в работах В.П. Стрезикозина. Такой подход к классификации самостоятельных работ односторонен. Он исходит в основном из особенностей преподавания, в силу чего процессуальная сторона самостоятельной деятельности, как таковая, не раскрывается, а процесс обучения низводится лишь к усвоению знаний, умений и навыков. Основной недостаток классификации самостоятельных работ по источникам знаний в том, что она не ориентирует педагога на поиск адекватных средств, видов самостоятельной работы, которые приводили бы к необходимой связи уровня образования с возможностями обучаемого.

Б.П. Есипов, В.П. Стрезикозин обобщили передовой опыт применения самостоятельных работ в обучении в структуре традиционного урока середины 50-х годов ХХ в., назначение которого в основном заключалось в том, чтобы создать необходимые условия и атмосферу успешности усвоения учащимися знаний, умений и навыков. В учебном процессе наряду с информационным описанием и объяснением в практику обучения внедряется проблемное изложение. В дидактике стал складываться новый подход к классификации самостоятельных работ, который наиболее полно представлен в работах И.И. Малкина. Автор считает, что исходным принципом классификации должен служить такой принцип, как степень самостоятельности и творчества учащихся при выполнении работы. И.И. Малкин, опираясь на гибкую и более разнообразную структуру урока на основе слитности звеньев учебного процесса, вычленяет 4 вида самостоятельных работ: 1) репродуктивные; 2) познавательно-поисковые; 3) познавательно-практические; 4) творческие. Положительная сторона описанной классификации в том, что автор пытается внести некоторую ясность в отбор самостоятельных работ по принципу их нарастающей трудности. Это находит выражение в постановке вопроса о преемственности воспроизводящих и творческих работ в обучении. В основе классификации В.А. Карсонова лежит описанная классификация И.И. Малкина. Таким образом, ряд авторов (Г.А. Асонова, Б.А. Сахаров и др.) в качестве исходного положения классификации самостоятельных работ выделяют принцип структурности познавательной деятельности ученика.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей. В первую очередь наш интерес определяется тем, ...

Казахские пословицы о трудолюбии
Богатство джигита – труд. Без птиц озеро сирота, без людей земля сирота. Без тяжелого легкого нет, без труда жизни нет. Волка ноги кормят, чабана – его палка. Верблюд под вьюком старится. В кусочке хлеба – капля пота. Где земля богата, там и народ богат. Дело покоряется тому, кто его любит. До пота ...

Задачи, решаемые при введении проекционного чертежа
Первой группой таких задач является упражнения, раскрывающие, что неопределенность восстановления оригинала по чертежу устранена на проекционном чертеже. Учитель показывает, что на проекционном чертеже «точка» изображает только точку оригинала, «прямая» - прямую, «плоскость» - плоскость. На проекци ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru