Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Основная цель курса основ информатики и вычислительной техники обучение учащихся работе на компьютере, причем использование его как средства для развития ученика. То есть превращение компьютера из объекта изучения (как устроен, из чего состоит) в предмет, с помощью которого можно решать поставленные задачи, а также получать новые знания. Формы и методы организации обучения для достижения поставленных целей могут быть самыми разнообразными. Одним из них является организация самостоятельной работы учащихся.
Стратегическое направление развития образования в современном обществе – интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания.
В настоящее время можно констатировать наличие существенных изменений условий организации обучения в образовательных учреждениях: осуществляется переход от обучения в закрытой образовательной среде к системе открытого и непрерывного образования; информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью информационного образовательного пространства; самообразование, самообучение утверждаются в качестве ведущих форм образования.
Опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучаемых приобретает особую значимость в системе ключевых факторов, определяющих качество современного образования.
Современный учитель информатики должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся в условиях формирующегося информационного образовательного пространства на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использовать приемы, методы и средства обучения, мотивирующие учащихся к самостоятельному обучению с использованием ИКТ.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы школьников над учебным материалом, развития у них навыков организации самостоятельной учебной деятельности.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.
Для рассмотрения этой проблемы мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении по теме «Организация самостоятельной работы школьников на уроках информатики (на примере изучения темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации»)», ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная работа учащихся и почему она так необходима для изучения темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации».
В процессе обучения по данной теме ученик должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с различными заданиями, добывать новые знания в процессе решения учебных задач.
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение возможной организации самостоятельной работы школьников на уроках информатики.
Объект исследования — процесс обучения информатике.
Предмет исследования — самостоятельная работа учащихся в процессе обучения информатике.
Задачи исследования:
проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
раскрыть сущность самостоятельной работы;
рассмотреть классификацию видов самостоятельной работы;
рассмотреть организацию самостоятельной работы в процессе обучения информатике;
раскрыть место темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации» в школьном курсе информатики;
рассмотреть организацию самостоятельной работы учащихся в процессе изучения темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации»;
разработать задания для самостоятельной работы при изучении темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации».
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы для подготовки будущих учителей информатики, а также для совершенствования процесса обучения информатике.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Информация по теме:
Структура федерального компонента государственного стандарта общего образования
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную ...
Классификация видов и форм поощрения и наказания
Поощрение и наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, ...
Основные отличия в проведении занятий в детском саду при внедрении ФГТ
Современные педагоги выделяют девять основных различий между установленными ФГТ и прежними правилами: 1) Прежние требования предъявлялись непосредственно к содержанию и методам дошкольного образования, в то время как ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образо ...