Классификация видов самостоятельной работы

Страница 2

Наиболее полная классификация видов самостоятельных работ, на наш взгляд, представлена в трудах П.И. Пидкасистого, которая отвечает основным требованиям развивающего обучения: а) однозначности в определении каждого типа самостоятельной работы; б) расположенности типов и видов самостоятельных работ по степени возрастания их сложности, в соответствии с закономерностями познания в обучении. В учебном процессе выделяются два вида самостоятельных работ: 1) работы, направленные на выявление актуального уровня развития обучаемого и выполняющие в основном контролирующие функции; 2) работы, направленные на расширение зоны ближайшего развития обучаемых и выполняющие обучающие и развивающие функции. П.И. Пидкасистый на основе анализа структуры познавательной деятельности выделил два дидактических положения в отношении классификации самостоятельных работ: 1) структура познавательной деятельности и содержание её основных звеньев (процессов) определяет классификацию самостоятельных работ; 2) процессуальная сторона соответствующей деятельности как принцип в выявлении типов самостоятельных работ всегда должна выступать в единстве с логико-содержательной стороной и внешне проявляться через неё. М.Г. Гарунов и П.И. Пидкасистый в качестве научной основы классификации типов и видов самостоятельных работ рассматривают соотношение воспроизводящих и творческих процессов в деятельности учащегося, в структуре которой воспроизводящие действия выступают по отношению к творческим с одной стороны, как основание, а с другой – как их следствие. Наряду с разделением самостоятельных работ по форме организации на индивидуальные, фронтальные и групповые, П.И. Пидкасистый выделяет типы самостоятельных работ в соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие.

П.И. Пидкасистый и М.П. Портнов рассматривают виды самостоятельных работ, построенных уже с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала и являющихся высшей ступенью в предлагаемой системе. В ходе их выполнения учащийся освобождается от готовых образцов, самостоятельно разрабатывает новые способы решения, определяет содержание, цель, разрабатывает план решения, самостоятельно планирует собственную деятельность, выявляет ошибки, вносит коррекцию в процесс деятельности – всё это является сильной стороной обучения.

Особенно «популярной» среди дидактов и методистов оказалась классификация видов самостоятельной работы, основанных на источниках знаний. Это - работа с учебной книгой, газетой, дополнительной литературой, иллюстрацией, картой, атласом, гербарием, коллекцией минералов, компасом и т.д. В наиболее завершенном виде такая классификация разработана В.П. Стрезикозиным (1968). Он выделяет следующие виды самостоятельной учебной работы школьников:

Работа с книгой.

Упражнения.

Выполнение практических и лабораторных работ.

Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.

Подготовка докладов, рефератов.

Домашние опыты, наблюдения.

Техническое моделирование и конструирование.

Говоря о типах самостоятельной работы, принято выделять классификацию П.И. Пидкасистого, в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности: воспроизводящие (по образцу), реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу – бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Проблемно-поисковые методы обучения
Отличительной чертой проблемно-поисковых методов является постановка перед обучающимися вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, как бы сами создают новые знания, "делают открытия", формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслител ...

Понятие аудирования и основные аудитивные умения
В данном разделе предполагается дать общую характеристику аудирования с позиций методики, выделить различные определения понятия «аудирование», охарактеризовать аудирование как цель и как средство обучения, а также выделить основные аудитивные умения и трудности, связанные с восприятием аудиотекста ...

Сущность метода моделирования
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключаетс ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru