Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.
Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.
К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:
практические работы;
контрольные работы;
тематические зачеты;
защита и написание рефератов;
решение проблемных задач прикладного характера и другие.
С точки зрения организации, по классификации Виноградовой М.Д., и Первина И.В., самостоятельная работа может быть:
фронтальной (общеклассной) – учащиеся выполняют одно и то же задание;
групповой – для выполнения учебных заданий учащиеся разбиваются на небольшие группы (3-6 человек);
парной – 2 человека;
индивидуальной – каждый человек выполняет отдельное задание.
Для раскрытия основных видов самостоятельных работ рассмотрим разновидность классификации по характеру познавательной деятельности, предложенную И.И. Малкиным, который выделяет следующие виды самостоятельных работ:
Работы репродуктивного вида:
а) воспроизводящие;
б) тренировочные;
в) обзорные;
г) проверочные.
Работы познавательно-поискового вида:
а) подготовительные;
б) констатирующие;
в) экспериментально-поисковые;
г) логически-поисковые.
Работы творческого вида:
а) художественно-образные;
б) научно-творческие;
в) конструктивно-творческие.
Работы познавательно-практического вида:
а) учебно-практические;
б) общественно-практические.
Примеры видов самостоятельных работ:
Работы репродуктивного вида
а) Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Так, перед изучением темы «Работа с файлами и папками с помощью меню и панели инструментов» в 8 классе, предлагается задание: подготовить ответ по следующему плану: понятие файла, действия с файлами, понятие папки, действия с папками. Все эти сведения следует вспомнить, так как при изложении нового материала учителю необходимо на них опираться. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он не является легким: учащимся необходимо вспомнить ряд понятий, привести их в систему и подготовить связное выступление. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.
б) Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Например, при закреплении темы «Антивирусные программы» можно предложить учащимся разобрать самостоятельно и познакомить одноклассников на уроке с работой антивирусных программ, установленных на домашних компьютерах. Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем.
в) Обзорные работы. Это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. Учащимся можно дать задание на составление плана пройденной темы. Составление плана способствует осмыслению характера взаимосвязи понятий, поэтому подобные упражнения особенно важны.
г) Проверочные работы. Их цель – всесторонняя проверка качества усвоения знаний. При выполнении этих заданий у учащихся формируются навыки самоконтроля. Эти навыки важны и для развития таких процессов памяти, как произвольное воспроизведение. Такие работы помогают учителю осуществлять оптимальное управление процессом обучения. Например, можно провести игровую проверочную работу «Найди ошибку». На доске записывается текст небольшой программы. Учащиеся переписывают его на отдельный тетрадный листок, который не подписывается. Учитель просит сделать умышленно в этом тексте несколько ошибок и записать на том же листе количество сделанных ошибок. Доска с текстом программы закрывается, а листочки с ошибочными программами собираются в черную папку («черный ящик»). После тщательного перемешивания каждый ученик вытаскивает один листок, если достается своя заготовка, то кладет ее обратно. Работа по распознаванию ошибок очень увлекает ребят; проверенные листочки подписываются и сдаются учителю. Иногда возникает забавная ситуация, когда найденных ошибок оказывается больше, чем было объявлено.
Информация по теме:
Основные методы преподавания информатики в начальной школе
На современном этапе актуальными остаются вопросы: «Чему учить малышей на уроках информатики? должен ли предмет «информатика» быть выделен в отдельный урок? кто должен преподавать информатику — учитель начальных классов или преподаватель информатики? Но самый главный вопрос — как учить малышей? Изв ...
Изменения окружности грудной клетки и жизненной ёмкости лёгких
Данный показатель физического развития с возрастом увеличивается. Так, у школьников с 5 по 8 класс окружность грудной клетки возрастает в начале учебного года в среднем на 10 см, а в конце - на 12,7 см (табл.3). Таблица 2 Изменение веса тела школьников 5-8-х классов, кг Возраст, лет Классы Начало у ...
Технологии воспитания
Рассмотрим как пример технологию «жесткого» коллективного воспитания великого педагога А.С. Макаренко, технологию гуманного коллективного воспитания педагога В.А. Сухомлинского и современные тенденции, и принципы организации воспитательной деятельности в общеобразовательной школе разработанные веду ...