Таким образом, высокий уровень готовности к школьному обучению показали 5 человек, что составляет 26,3%; средний уровень – 9 человек, что составляет 47,4%, низкий уровень – 5 человек, что составляет 26,3%.
Обучающий этап эксперимента предполагал активное вмешательство воспитателей и других педагогов в создание условий для формирования качеств, необходимых для обучения в школе.
Проблема развития, коррекции и подготовки детей к школьному обучению – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для её решения – рациональная организация всего учебного процесса и создание системы которая способствует уровню подготовки дошкольников к школе.
Кратко остановимся на общих основах системы, дадим её определение и выявим сущность.
Термин «система» происходит от греческого systema – целое, составленное из частей, соединение.
В педагогических контекстах «…система – это целостность избирательно вовлеченных компонентов, взаимодействие и взаимоотношение которых направлено на получение фокусированного полезного результата…».
Б.Т. Лихачёв выделяет следующие компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс:
целенаправленную педагогическую деятельность и её носителя – педагога;
воспитуемых как объект и субъект педагогического процесса;
содержание педагогического процесса;
организационно – управленческий комплекс, организационный каркас;
педагогическую диагностику;
критерии эффективности педагогического процесса;
организацию взаимодействия с природной и общественной средой.
В качестве основных компонентов системы Ю.К. Бабанский выделяет цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия, а также достигаемые при этом результаты.
И.П. Подласый, придерживаясь этой же точки зрения, указывает, что компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагога и воспитателя, достигнутые результаты. Под дидактической системой он понимает «выделенное по определённым критериям целостное образование» и характеризует её «внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения».
Все компоненты и вышеописанные признаки системы полностью соответствуют структуре разработанной педагогическим коллективом ДОУ №24 г. Вольска – системы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Раскроем основное содержание компонентов данной системы, возможности их реализации.
Воспитатели работают по программе предшкольной подготовки «Хочу всё знать», которая рассчитана на 8 месяцев обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по три занятия в день. На занятиях реализуются три подпрограммы: «Грамотейка», «Считалочка», «Знайка». Длительность занятий составляет 30 минут, перемены между занятиями – 10 минут.
Цели программы: формирование готовности каждого ребёнка к школьному обучению, создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, обеспечивающей адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному сотрудничеству.
В процессе работы решаются следующие задачи:
1. сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
2. формировать коммуникативные навыки, произвольность психических процессов;
3. развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
4. создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка в соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями детей;
5. учитывать, сохранять и развивать индивидуальные особенности детей;
6. осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями), ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.
Анализ учебно-методической литературы позволил педагогам определить содержание предлагаемой программы, включающей подпрограммы «Грамотейка», «Считалочка» и «Знайка».
Особенностью представленной программы, используемой третий год в подготовительных группах, является то, что содержательные линии подпрограмм базируются на основе программы воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время реализация программы «Хочу все знать» готовит ребёнка к новым формам общения, новому отношению к себе, к окружающему миру, формирует более точное представление о школе и роли ученика в ней, позволяет усвоить систему первоначальных знаний, основы общих умений и навыков, таких как умение ориентироваться в тетради, в книге, умение правильно держать карандаш, вырабатывает умение слушать учителя, отвечающего сверстника, работать в паре, группе и т.д. Конспекты некоторых занятий приведены в приложении 5.
Компоненты |
Предпрограммы | |||||
Грамотейка |
Считалочка |
Знайка | ||||
Целевой |
Подпрограмма «Грамотейка» нацелена на развитие грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой связной речи, развитие фонематического слуха, творческого воображения. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению грамоте и формирует навыки культуры речи как важнейшего средства общения. |
Подпрограмма «Считалочка» направлена на формирование элементарных математических представлений, на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объектов, их существенные характеристики; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы. |
Подпрограмма «Знайка» направлена на ознакомление с окружающим миром, развитие устной речи, развитие логического и образного мышления, внимания, памяти в сочетании с тренировкой мелких мышц руки для успешного овладения навыком письма. | |||
Содержательный |
Наименование разделов |
Кол. часов |
Наименование разделов |
Кол. часов |
Наименование разделов |
Кол. часов |
Речь. Предложение |
5 |
Свойства предметов |
3 |
Осень |
8 | |
Звуки речи |
5 |
Сравнение предметов |
9 |
Транспорт |
8 | |
Гласные звуки и их буквы |
10 |
Арифметические действия: сложение, вычитание |
4 |
Зима |
8 | |
Согласные звуки и их буквы |
10 |
Ориентировка в пространстве |
5 |
Игры и игрушки |
6 | |
Твердые и мягкие согласные звуки |
6 |
Решение задач |
5 |
Зоопарк |
8 | |
Звонкие и глухие согласные звуки |
6 |
Число и цифра. Состав числа |
15 |
Весна |
8 | |
Слово |
6 |
Начальные сведения о геометрии |
5 |
В мире книг |
8 | |
Текст. Связная речь |
6 |
Масса. Объем. Площадь. Измерение массы, объема, площади |
8 | |||
Итого |
54 |
Итого |
54 |
Итого |
54 | |
Операционный |
Занятия проходят с использованием пособия «Букварь» автора Жуковой Н.С. (формат А4), имеющего гриф «Допущено» Министерства образования и науки РФ для работы с дошкольниками. |
Подпрограмма осуществляется по пособию Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька», предназначенному для детей 5-6-летнего возраста, рекомендованному Министерством образования и науки РФ к использованию. |
Подпрограмма разработана на основе авторской методики заслуженного учителя школы РФ, лауреата Государственной премии СССР Потаповой Е.Н. «Радость познания», | |||
Результативный |
Коммуникативно-познавательная направленность подпрограммы развивает интерес к родному языку и речи, повышает воспитательный потенциал обучения и его практическую значимость. |
Предлагаемые в пособии задания призваны способствовать развитию у детей логического мышления, внимания, воображения, речи, познавательного интереса к математике и к процессу обучения в целом. |
Предметный мир несёт в себе информацию о жизни, помогает ребёнку познать её. |
Информация по теме:
Программные требования к сюжетным задачам во 2 классе
Объем изучаемого во 2-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (су ...
Задачи со сказочными персонажами во 2 классе
Задачи на умножение и деление №32. Фрекен Бок подала к чаю 5 тарелок с пирожками, по 7 пирожков в каждой. Сколько всего пирожков подала Фрекен Бок? Решение Тарелок – 5 (множимое) Пирожков – по 7 в тарелке (множитель) Всего - ? (произведение) 5 * 7 = 35 Ответ: Фрекен Бок подала к чаю 35 пирожков №33 ...
Общие методы исследования
Проведение исследования состоит в использовании выбранных методов как способов разрешения поставленных задач. Как отмечается в научной литературе, необходимо чётко различать методы науки и методы практической деятельности, основанной на положениях этой науки. Метод – в широком смысле – это способ п ...