Система подготовки детей к обучению в школе по программе «Хочу всё знать»

Педагогика » Система работы воспитателя детского сада по подготовке ребёнка к школе » Система подготовки детей к обучению в школе по программе «Хочу всё знать»

Страница 3

Таким образом, высокий уровень готовности к школьному обучению показали 5 человек, что составляет 26,3%; средний уровень – 9 человек, что составляет 47,4%, низкий уровень – 5 человек, что составляет 26,3%.

Обучающий этап эксперимента предполагал активное вмешательство воспитателей и других педагогов в создание условий для формирования качеств, необходимых для обучения в школе.

Проблема развития, коррекции и подготовки детей к школьному обучению – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для её решения – рациональная организация всего учебного процесса и создание системы которая способствует уровню подготовки дошкольников к школе.

Кратко остановимся на общих основах системы, дадим её определение и выявим сущность.

Термин «система» происходит от греческого systema – целое, составленное из частей, соединение.

В педагогических контекстах «…система – это целостность избирательно вовлеченных компонентов, взаимодействие и взаимоотношение которых направлено на получение фокусированного полезного результата…».

Б.Т. Лихачёв выделяет следующие компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс:

целенаправленную педагогическую деятельность и её носителя – педагога;

воспитуемых как объект и субъект педагогического процесса;

содержание педагогического процесса;

организационно – управленческий комплекс, организационный каркас;

педагогическую диагностику;

критерии эффективности педагогического процесса;

организацию взаимодействия с природной и общественной средой.

В качестве основных компонентов системы Ю.К. Бабанский выделяет цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия, а также достигаемые при этом результаты.

И.П. Подласый, придерживаясь этой же точки зрения, указывает, что компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагога и воспитателя, достигнутые результаты. Под дидактической системой он понимает «выделенное по определённым критериям целостное образование» и характеризует её «внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения».

Все компоненты и вышеописанные признаки системы полностью соответствуют структуре разработанной педагогическим коллективом ДОУ №24 г. Вольска – системы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Раскроем основное содержание компонентов данной системы, возможности их реализации.

Воспитатели работают по программе предшкольной подготовки «Хочу всё знать», которая рассчитана на 8 месяцев обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по три занятия в день. На занятиях реализуются три подпрограммы: «Грамотейка», «Считалочка», «Знайка». Длительность занятий составляет 30 минут, перемены между занятиями – 10 минут.

Цели программы: формирование готовности каждого ребёнка к школьному обучению, создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, обеспечивающей адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному сотрудничеству.

В процессе работы решаются следующие задачи:

1. сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

2. формировать коммуникативные навыки, произвольность психических процессов;

3. развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

4. создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка в соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями детей;

5. учитывать, сохранять и развивать индивидуальные особенности детей;

6. осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями), ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.

Анализ учебно-методической литературы позволил педагогам определить содержание предлагаемой программы, включающей подпрограммы «Грамотейка», «Считалочка» и «Знайка».

Особенностью представленной программы, используемой третий год в подготовительных группах, является то, что содержательные линии подпрограмм базируются на основе программы воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время реализация программы «Хочу все знать» готовит ребёнка к новым формам общения, новому отношению к себе, к окружающему миру, формирует более точное представление о школе и роли ученика в ней, позволяет усвоить систему первоначальных знаний, основы общих умений и навыков, таких как умение ориентироваться в тетради, в книге, умение правильно держать карандаш, вырабатывает умение слушать учителя, отвечающего сверстника, работать в паре, группе и т.д. Конспекты некоторых занятий приведены в приложении 5.

Компоненты

Предпрограммы

Грамотейка

Считалочка

Знайка

Целевой

Подпрограмма «Грамотейка» нацелена на развитие грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой связной речи, развитие фонематического слуха, творческого воображения. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению грамоте и формирует навыки культуры речи как важнейшего средства общения.

Подпрограмма «Считалочка» направлена на формирование элементарных математических представлений, на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объектов, их существенные характеристики; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

Подпрограмма «Знайка» направлена на ознакомление с окружающим миром, развитие устной речи, развитие логического и образного мышления, внимания, памяти в сочетании с тренировкой мелких мышц руки для успешного овладения навыком письма.

Содержательный

Наименование разделов

Кол. часов

Наименование разделов

Кол. часов

Наименование разделов

Кол. часов

Речь. Предложение

5

Свойства предметов

3

Осень

8

Звуки речи

5

Сравнение предметов

9

Транспорт

8

Гласные звуки и их буквы

10

Арифметические действия: сложение, вычитание

4

Зима

8

Согласные звуки и их буквы

10

Ориентировка в пространстве

5

Игры и игрушки

6

Твердые и мягкие согласные звуки

6

Решение задач

5

Зоопарк

8

Звонкие и глухие согласные звуки

6

Число и цифра. Состав числа

15

Весна

8

Слово

6

Начальные сведения о геометрии

5

В мире книг

8

Текст. Связная речь

6

Масса. Объем. Площадь. Измерение массы, объема, площади

8

Итого

54

Итого

54

Итого

54

Операционный

Занятия проходят с использованием пособия «Букварь» автора Жуковой Н.С. (формат А4), имеющего гриф «Допущено» Министерства образования и науки РФ для работы с дошкольниками.

Подпрограмма осуществляется по пособию Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька», предназначенному для детей 5-6-летнего возраста, рекомендованному Министерством образования и науки РФ к использованию.

Подпрограмма разработана на основе авторской методики заслуженного учителя школы РФ, лауреата Государственной премии СССР Потаповой Е.Н. «Радость познания»,

Результативный

Коммуникативно-познавательная направленность подпрограммы развивает интерес к родному языку и речи, повышает воспитательный потенциал обучения и его практическую значимость.

Предлагаемые в пособии задания призваны способствовать развитию у детей логического мышления, внимания, воображения, речи, познавательного интереса к математике и к процессу обучения в целом.

Предметный мир несёт в себе информацию о жизни, помогает ребёнку познать её.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе у детей расширяют представления о труде представителей различных профессий. При этом нужно обязательно использовать моменты, когда взрослых отмечают за их успехи в труде (сотрудника детского сада наградили за хорошую работу грамотой, отец ребенка завоевал первое ме ...

Технологии воспитания
Рассмотрим как пример технологию «жесткого» коллективного воспитания великого педагога А.С. Макаренко, технологию гуманного коллективного воспитания педагога В.А. Сухомлинского и современные тенденции, и принципы организации воспитательной деятельности в общеобразовательной школе разработанные веду ...

Использование аутентичных видеоматериалов для формирования лингвострановедческой компетенции учащихся
Обучение культуре иноязычного общения занимает центральное место в современной педагогике. По определению М.Н. Вятютнева, иноязычная культура – все то материальное и духовное, что создано и продолжает создаваться обществом. Особая роль в обучении учеников в культуроведческом контексте принадлежит у ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru