Данные констатирующего эксперимента послужили основой для проведения формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент проводился в 2012г.
В ходе эксперимента на основе выше описанной модели нами была разработана и внедрена в практику начальной школы программа формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, рассчитанная на 6 недель.
Она включала в себя следующие смысловые дидактические блоки:
Мы — композиторы: словесное «сочинение» музыки на основе литературного или живописного сюжета (с помощью терминов-характеристик); моделирование музыкального образа (с помощью словосочетаний).
Мы — исполнители: вокализация мелодий инструментальных и оркестровых сочинений: с закрытым ртом; на гласный звук; импровизация на детских музыкальных инструментах: на ритмических инструментах; на мелодических инструментах.
Мы — слушатели: историко-художественный анализ музыкальных произведений; эмоционально-смысловой анализ музыкальных произведений.
Мы — поэты: литературная подтекстовка, сочинение стихов на музыку; сочинение стихотворения к любимому музыкальному произведению.
Мы — писатели: словесное описание музыки (с помощью терминов-характеристик, словосочетаний); написание рассказов (сочинений) о музыке (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний).
Мы — художники: воспроизведение музыкальных образов в рисунках; графическое моделирование музыки; цветовое моделирование музыки.
Исходя из возрастных возможностей, художественного опыта детей младшего школьного возраста и особенностей музыкальных произведений использовались различные пути раскрытия эмоционально-ценностного содержания произведений через: эстетическое восприятие; показ противоречий жизни; обобщение аналогичных качеств в однотипных произведениях; личность авторов, соотнесение стиля, характера произведения с нравственно-гражданской позицией автора.
Так, при работе на внеклассном занятии из блока МЫ - КОМПОЗИТОРЫ:
Детям было предложено задание сочинить – составить музыку (музыкальный образ) из суммы отдельных средств музыкальной выразительности. Дети из перечня музыкальных терминов выбирали те, которые в большей степени отражали содержание произведения «Сказка о рыбаке и рыбке». К примеру:
1 часть — спокойно
2 часть — взволнованно, тревожно
3 часть — сурово, грозно
4 часть — мрачно, зловеще
Моделирование музыкального образа (с помощью словосочетаний).
модели - микротемы для сочинений:
Радостно, весело, торжественно — «Праздник».
Мужественно, решительно, смело — «Подвиг».
Нежно, ласково, спокойно — «Материнство».
Таинственно, причудливо, загадочно — «Фантастика».
Жалобно, задумчиво, горестно — «Одиночество».
Изящно, галантно, грациозно — «Очарование».
Сочинение мелодии песни на четверостишие (на заданное зерно-интонацию)
а) А. С. Пушкин «Мороз и солнце» (в ритме марша, в мажоре);
б) «…травка зеленеет, солнышко блестит» (в ритме лирической песни, в миноре);
На внеклассном занятии по блоку мы – исполнители дети работали с главной мелодией пьесы Э. Грига «Утро» Они пропевали эту мелодию без слов (вокализ) с целью прочувствовать напевный и плавный характер этой мелодии. С помощью гласных звуков изображается «просветление» (рассвет) в музыке.
Пластическим интонированием показывали динамику звучания музыкального произведения.
Информация по теме:
Методы, приемы и формы работы с художественным текстом на уроках чтения
Методика чтения художественного произведения в младших классах имеет сложную историю развития, её спорные вопросы решаются вплоть до настоящего времени. Анализируя состояние методики чтения художественных произведений в школе начало 20в., С.П. Редозубов писал: ''следует заметить, что ''бережное отн ...
Характеристика основных умений в науке
Различают общеучебные умения, необходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счёт, организация учебной работы и т. д.) и специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные умения можно р ...
Имиджевые
характеристики педагога
B современных исследованиях понятие имидж педагога, учителя трактуется неоднозначно. Авторы акцентируют внимание на отдельных его сторонах. Когда речь идет об имидже учителя, педагога, за основу берется социально-психологический контекст, рассматривается его проявление в ситуациях взаимодействия уч ...