Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Страница 1

Данные констатирующего эксперимента послужили основой для проведения формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент проводился в 2012г.

В ходе эксперимента на основе выше описанной модели нами была разработана и внедрена в практику начальной школы программа формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, рассчитанная на 6 недель.

Она включала в себя следующие смысловые дидактические блоки:

Мы — композиторы: словесное «сочинение» музыки на основе литературного или живописного сюжета (с помощью терминов-характеристик); моделирование музыкального образа (с помощью словосочетаний).

Мы — исполнители: вокализация мелодий инструментальных и оркестровых сочинений: с закрытым ртом; на гласный звук; импровизация на детских музыкальных инструментах: на ритмических инструментах; на мелодических инструментах.

Мы — слушатели: историко-художественный анализ музыкальных произведений; эмоционально-смысловой анализ музыкальных произведений.

Мы — поэты: литературная подтекстовка, сочинение стихов на музыку; сочинение стихотворения к любимому музыкальному произведению.

Мы — писатели: словесное описание музыки (с помощью терминов-характеристик, словосочетаний); написание рассказов (сочинений) о музыке (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний).

Мы — художники: воспроизведение музыкальных образов в рисунках; графическое моделирование музыки; цветовое моделирование музыки.

Исходя из возрастных возможностей, художественного опыта детей младшего школьного возраста и особенностей музыкальных произведений использовались различные пути раскрытия эмоционально-ценностного содержания произведений через: эстетическое восприятие; показ противоречий жизни; обобщение аналогичных качеств в однотипных произведениях; личность авторов, соотнесение стиля, характера произведения с нравственно-гражданской позицией автора.

Так, при работе на внеклассном занятии из блока МЫ - КОМПОЗИТОРЫ:

Детям было предложено задание сочинить – составить музыку (музыкальный образ) из суммы отдельных средств музыкальной выразительности. Дети из перечня музыкальных терминов выбирали те, которые в большей степени отражали содержание произведения «Сказка о рыбаке и рыбке». К примеру:

1 часть — спокойно

2 часть — взволнованно, тревожно

3 часть — сурово, грозно

4 часть — мрачно, зловеще

Моделирование музыкального образа (с помощью словосочетаний).

модели - микротемы для сочинений:

Радостно, весело, торжественно — «Праздник».

Мужественно, решительно, смело — «Подвиг».

Нежно, ласково, спокойно — «Материнство».

Таинственно, причудливо, загадочно — «Фантастика».

Жалобно, задумчиво, горестно — «Одиночество».

Изящно, галантно, грациозно — «Очарование».

Сочинение мелодии песни на четверостишие (на заданное зерно-интонацию)

а) А. С. Пушкин «Мороз и солнце» (в ритме марша, в мажоре);

б) «…травка зеленеет, солнышко блестит» (в ритме лирической песни, в миноре);

На внеклассном занятии по блоку мы – исполнители дети работали с главной мелодией пьесы Э. Грига «Утро» Они пропевали эту мелодию без слов (вокализ) с целью прочувствовать напевный и плавный характер этой мелодии. С помощью гласных звуков изображается «просветление» (рассвет) в музыке.

Пластическим интонированием показывали динамику звучания музыкального произведения.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Структура федерального компонента государственного стандарта общего образования
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную ...

Краткие характеристики основных природных элементов участка и требований к подбору растений
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» большое значение придается физическому развитию детей с целью укрепления их здоровья. Дети пребывают на свежем воздухе два раза в день, утром и вечером, а в теплое время года – все время. Прогулки в основном проводятся на участке детского сада. И о ...

Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможности решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, ч ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru