На внеклассном занятии по блоку мы – слушатели проводился эмоционально-смысловой анализ музыкальных произведений.
Так, при раскрытии музыкального образа Прелюдии № 20 Ф. Шопена после сообщения биографические сведения этой драматической музыки, учащимся было дано задание: «Послушайте, затем подумайте в тишине и расскажите, что вы почувствовали, соприкоснувшись с этой музыкой? О чем подумали, что представили?»
На внеклассном занятии из блока мы - поэты подбиралась литературная подтекстовка к музыке.
Цель этой работы — придать смысловое содержание характеру музыкального произведения. Например, при определении характера главной (маршевой) интонации симфонии № 3 Л. Бетховена детям предлагалось подобрать подходящие по смыслу и ритму мелодии слова: «храбрый герой», «сильный герой» и др. «Расшифровывая» главную интонацию «Упрямого братишки» Д. Кабалевского, можно придать ей смысловое значение. Например: «не хочу!», «не проси!» и т. п. Пьесе Л. Бетховена «Веселая. Грустная» можно дать другое образное название. Например, «Грусть пройдет, вернется радость». Также предлагалось подобрать стихи известных поэтов к музыкальным произведениям.
На занятии по блоку мы — художники было дано задание. воспроизвести музыкальные образы в рисунках.
У детей было большое желание нарисовать животных из цикла пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных» и образов «Картинки с выставки» М. Мусоргского. При воспроизведении музыкальных образов в рисунках под впечатлением «Картинок с выставки» происходит как бы обратный процесс творчества: от музыкальных образов к живописным зарисовкам художника В. Гартмана, послужившим прообразом для создания цикла М. Мусоргского.
На занятии по блоку мы — писатели дети занимались написанием сочинений о музыке по определенному плану (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний):
1.Как ты понимаешь название музыкального произведения?
2. Какое свое название ты дал бы этой музыке?
3. Какие выразительные средства здесь главные?
4.Какие эмоции, чувства выражает музыка?
5.Что изображает музыка?
5.Какую другую музыку напоминает это произведение?
6. С каким стихотворением перекликается эта музыка?
7. Какую картину напоминает эта музыка?
Перечень сочинений представлен в дипломной работе.
Подробные образцы заданий этих блоков и результаты работы над ними учащихся представлены в приложении № 5.
Развитие эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности мы вели в четырех направлениях:
1. Литературное прочтение музыкальных произведений
1.1. Подбор адекватных музыкальному произведению поэтических и прозаических произведений.
1.2. Подбор музыкальных фрагментов к литературным произведениям.
1.3. Составление музыкально-поэтических и литературно-музыкальных композиций.
1.4. Словесное описание музыки (с помощью терминов-характеристик, словосочетаний).
1.5. Написание сочинений о музыке (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний).
1.6. Словесное «сочинение» музыки на основе литературного или живописного сюжета.
1.7. Литературная подтекстовка, сочинение стихов на музыку.
1.8. Сочинение стихотворения к любимому музыкальному произведению.
2. Живописная подтекстовка музыкальных образов
2.1. Воспроизведение музыкальных образов в рисунках и плакатах.
Информация по теме:
Проблема формирования речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста и ее
взаимосвязь с развитием мелкой моторики в психолого — педагогической литературе
Речь – это средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться переживаниями, сопереживать, искать п ...
Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном
учреждении»
В этом параграфе мы воспользуемся результатами опыта работы Н.П. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы. Социологические исследования, проведенные ею в дошкольной среде на протяжении 1983 – 1997 годов, выявили следующие противоречия. Родители приводят ребёнка в д ...
Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей
старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...