На внеклассном занятии по блоку мы – слушатели проводился эмоционально-смысловой анализ музыкальных произведений.
Так, при раскрытии музыкального образа Прелюдии № 20 Ф. Шопена после сообщения биографические сведения этой драматической музыки, учащимся было дано задание: «Послушайте, затем подумайте в тишине и расскажите, что вы почувствовали, соприкоснувшись с этой музыкой? О чем подумали, что представили?»
На внеклассном занятии из блока мы - поэты подбиралась литературная подтекстовка к музыке.
Цель этой работы — придать смысловое содержание характеру музыкального произведения. Например, при определении характера главной (маршевой) интонации симфонии № 3 Л. Бетховена детям предлагалось подобрать подходящие по смыслу и ритму мелодии слова: «храбрый герой», «сильный герой» и др. «Расшифровывая» главную интонацию «Упрямого братишки» Д. Кабалевского, можно придать ей смысловое значение. Например: «не хочу!», «не проси!» и т. п. Пьесе Л. Бетховена «Веселая. Грустная» можно дать другое образное название. Например, «Грусть пройдет, вернется радость». Также предлагалось подобрать стихи известных поэтов к музыкальным произведениям.
На занятии по блоку мы — художники было дано задание. воспроизвести музыкальные образы в рисунках.
У детей было большое желание нарисовать животных из цикла пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных» и образов «Картинки с выставки» М. Мусоргского. При воспроизведении музыкальных образов в рисунках под впечатлением «Картинок с выставки» происходит как бы обратный процесс творчества: от музыкальных образов к живописным зарисовкам художника В. Гартмана, послужившим прообразом для создания цикла М. Мусоргского.
На занятии по блоку мы — писатели дети занимались написанием сочинений о музыке по определенному плану (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний):
1.Как ты понимаешь название музыкального произведения?
2. Какое свое название ты дал бы этой музыке?
3. Какие выразительные средства здесь главные?
4.Какие эмоции, чувства выражает музыка?
5.Что изображает музыка?
5.Какую другую музыку напоминает это произведение?
6. С каким стихотворением перекликается эта музыка?
7. Какую картину напоминает эта музыка?
Перечень сочинений представлен в дипломной работе.
Подробные образцы заданий этих блоков и результаты работы над ними учащихся представлены в приложении № 5.
Развитие эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности мы вели в четырех направлениях:
1. Литературное прочтение музыкальных произведений
1.1. Подбор адекватных музыкальному произведению поэтических и прозаических произведений.
1.2. Подбор музыкальных фрагментов к литературным произведениям.
1.3. Составление музыкально-поэтических и литературно-музыкальных композиций.
1.4. Словесное описание музыки (с помощью терминов-характеристик, словосочетаний).
1.5. Написание сочинений о музыке (описание музыкальных «портретов», картин природы, душевных состояний).
1.6. Словесное «сочинение» музыки на основе литературного или живописного сюжета.
1.7. Литературная подтекстовка, сочинение стихов на музыку.
1.8. Сочинение стихотворения к любимому музыкальному произведению.
2. Живописная подтекстовка музыкальных образов
2.1. Воспроизведение музыкальных образов в рисунках и плакатах.
Информация по теме:
Особенности изучения нумерации чисел в концентре тысячи
При изучении нумерации чисел в концентре тысячи учитель ставит пред собой следующие задачи. 1). Закреплять знания натуральной последовательности чисел в пределах 1000, умения записывать числа, называть, сколько единиц каждого разряда содержится в числе, учить заменять трехзначное число суммой разря ...
Анатомо-физиологические и психические особенности
детей среднего и старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение физического и психического уровня развития человека. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высшего уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в ...
Нарушение поведения как психолого-педагогическая проблема
Отклоняющееся поведение- это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Однако ожидания со временем меняются. В СССР в 60—70-е годы школьные учителя боролись с "длинноволосыми" учениками, усматривая в этом подражание "буржуазном ...