Большинство российских исследователей (В.С.Аванесов, И.А.Данилов, И.У.Койда, И.И.Тихонов и др.) выделяют два основных вида тестов:
1) открытие (конструктируемые), задания которых составлены так, чтобы в них был сформулирован единственный правильный ответ в виде слова, фразы, цифры, символа, графика и т.д.
2) закрытые (выборочные или альтернативные), которые содержат:
а) задания с противоречивым ответом оценки правильности данного суждения (да-нет, верно-неверно, правильно-ложно и т.д.);
б) задания, требующие подбора подходящего ответа (нужное подчеркнуть);
в) задания, составленные по типу парного ответа;
г) задания с множественными выборами ответов, состоящие из утверждения или вопроса и нескольких ответов, из которых только один правильный, а остальные неточные, неполные или неправильные.
Более полную классификацию тестов, основанную на особенностях преподавания иностранного языка в средней школе, предлагает А.П.Петращук, разделяя виды тестирования по девяти критериям:
1) по этапу проведения: на уроке (этапе урока), по завершении темы (тематического цикла), в конце четверти (семестра, учебного года), по завершении ступени обучения в общеобразовательной школе;
2) по видам тестового контроля: текущее, тематическое, рубежное и итоговое;
3) по степени официальности: неофициальное тестирование с низким статусом результатов и официальное тестирование с высоким статусом результатов;
4) по степени стандартизации: нестандартизированное, локально стандартизированное, стандартизированное;
5) по степени коммуникативной направленности: дискретное, интегративное, коммуникативное;
6) по форме проведения: письменное, устное, компьютеризированное;
7) по способу проведения: коллективное и индивидуальное;
8) по приемам: тестирование с получением выборочных ответов, полупродуктивных ответов, продуктивных ответов;
9) по средствам: тестирование с применением:
а)средств индивидуального пользования (книжка с тестом, бланк для ответов);
б)средств для обеспечения процедуры тестирования со стороны администратора (методические указания к проведению тестирования);
в) средств для обеспечения деятельности экзаменатора (рейтера) в соответствии с методом оценивания результатов (ключи ответов, рейтинговая критериальная шкала).
Классификация тестов, предложенная Л.Плетневой, также учитывает условия проведения тестирования в общеобразовательных учреждениях и основывается на шести принципах разделения тестов:
1. по процедуре составления:
а)стандартизированные (профессиональные), которые разрабатываются в строгом соответствии с теорией тестов и имеют стойкие статистические характеристики для отбора учащихся;
б)нестандартизированные (учительские), которые составляются учителями;
2. по способам предъявления:
а)с использованием тестовых (или обычных) тетрадей, где учащиеся фиксируют только ответы;
б)бланковые, когда тестируемые обозначают или вписывают правильные ответы на специальных бланках;
в)компьютерные;
3. по ведущей ориентации:
а)тесты скорости, содержащие простые задания при ограничении времени выполнения работы;
б)тесты результативности (мощности), состоящие из сложных заданий с неограниченным или мягко лимитированным временем выполнения;
в)тесты смешанного типа, в которых соединены черты двух предыдущих тестов: представлены задания разного уровня сложности с ограниченным, но достаточным для выполнения большинства заданий, временем, где оцениваются как скорость выполнения (количество выполненных заданий), так и правильность работы;
Информация по теме:
Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников
к музыке
Для характеристики психолого-педагогической сущности и структуры эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке, а также особенностей проектирования и реализации процесса его формирования, необходимо раскрыть сущность и структуру этого феномена. В связи с этим целесообразно раскрыть ...
Диалогическая форма общения как объект усвоения
История преподавания русского языка как иностранного в России насчитывает более 1000 лет. Периоды и этапы развития методики отражают изменения, происходящие в общественной, политической и социально-экономической жизни России, и существенным образом влияющие на процессы образования, воспитания и обу ...
Роль педагога в развитии креативности старших
дошкольников в игре
В данном параграфе мы попытаемся выяснить роль педагога в развитии творческих способностей у дошкольников в игре. Нам необходимо остановиться на традиционных подходах к рассмотрению данной проблемы. При этом особое внимание уделить тем педагогическим условиям, которые специфически влияют на развити ...