В итоге анализа, исходные позиции нашего исследования при выборе критериев и показателей процесса развития ПЗК будущего учителя технологии и предпринимательства на учебных занятиях Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга в условиях применения системы дидактических игр определялись, во-первых, на основании характеристик и ведущих качеств личности, во-вторых, профессионально значимых качеств личности учителя технологии и предпринимательства и, в-третьих, с учётом условий динамичного развития личности студента в ввузе. Среди условий, относящихся к деятельности самого обучающегося выделены: понимание им социальной значимости своей профессии, интерес к ней, осознание требований, которые она предъявляет к учителю технологии и предпринимательства; положительные мотивы, интеллектуальная и практическая активность в учении, общении и службе; объективность самооценки личностных качеств и стремление к их совершенствованию; благоприятный психологический климат в учебном коллективе. Сюда мы относим также и ориентацию на максимальные результаты и самореализацию во всех видах учебно-познавательной деятельности. Исходя из этого, нами выделены критерии и показатели успешности процесса развития ПЗК будущего учителя технологии и предпринимательства в дидактической игре (табл.5).
При выделении критериев и показателей мы допускаем и то, что измерить уровень развития какого-либо качества абсолютно объективно невозможно. Оценивание осуществляется людьми, поэтому элемент субъективности всегда будет присутствовать. Одна из важных идей нашего исследования состоит в том, что процесс развития ПЗК будущего учителя технологии и предпринимательства в игровой учебной деятельности неотделим от педагогического анализа достигнутого уровня развития личности на данном этапе обучения в ввузе. Это положение определяет и направления диагностики нашего исследования.
Таблица 5
Критерии и показатели успешности влияния системы дидактических игр на развитие ПЗК будущего учителя технологии и предпринимательства
Критерии |
Показатели |
1. Мотивационно-ценностный |
а) степень мотивации участия в игре (настроенность на игру, позитивная готовность включиться в игру). |
2. Содержательный |
а) уровень развития ПЗК личности (организаторских, проектировочно - конструк-тивных, гностических, коммуникативных, нравственных); б)степень интеллектуальной актив-ности в учении. |
3. Оценочно-результативный |
а) успеваемость студентов; б) развитость умения объективно оцени-вать себя и сокурсников; в) степень активности в игре. |
В диагностическом плане необходимо было, прежде всего, определить уровень развития ПЗК личности, поскольку именно на начальном этапе важно развести, как собственно процесс развития ПЗК (структура качеств, субъекты, условия развития), так и игровую среду, в которой развёртывается этот процесс. Поэтому при проведении констатирующего этапа нашей опытной работы мы исходили из предположения, что диагностика развития ПЗК в игровой учебной деятельности позволяет спланировать не только алгоритм эффективной педагогической организации дидактических игр, но и спрогнозировать их последствия для учебного процесса, что даст возможность педагогу заранее подготовиться к появлению противоречий при внедрении игр в учебный процесс.
Информация по теме:
Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...
Методы и формы обучения в биологии
Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся, интенсифицирующих процесс обучения. В практике обучения биологии получили распространение следующие методы: лекция, рассказ, беседа, рабо ...
Литературное и музыкальное народное творчество
Литературное слово имеет большое значение и в русском народном творчестве. Человек стремился выразить в музыке свое отношение к миру, земле, небу, солнцу, звёздам. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю, ветер своими человеческими чертами, просил заклиная их, даровать тепло, свет, уда ...