Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр

Страница 7

Главным системообразующим элементом “по вертикали” в проектируемой нами системе дидактических игр является цель – развитие ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства при включении студентов в учебно-игровую деятельность.

Цель, выражая общую направленность педагогической системы, выступает как система конкретных задач. Следовательно, цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и её компоненты. Поэтому цель может быть представлена как система решаемых задач. При определении цели и педагогических задач конкретной дидактической игры в учебном процессе освоения Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга в ввузе мы исходим из того, что любая игра имеет многоцелевой характер, связанный с многоплановостью игровой деятельности человека, т.е. в игре происходит поэтапная реализация промежуточных целей, подчинённых в свою очередь личной цели каждого конкретного играющего. Осуществление игровой деятельности начинается с принятия субъектом игры цели. Цель осознаётся самим человеком, и процесс целеполагания принимает личностный характер.

Поскольку в качестве главной цели процесса воспитания, обучения и развития в ходе дидактической игры в ввузе мы рассматриваем развитие ПЗК личности будущего учителя технологии и предпринимательства, то достижение этой цели может осуществляться через решение таких педагогических задач, как развитие индивидуальных потребностей в саморазвитии, самообучении, самовоспитании студентов, развитие позитивного взаимодействия с сокурсниками, формирование активной позиции в игровой учебной деятельности. При достижении цели развития ПЗК личности в дидактической игре необходимо и возможно, опираясь на уже имеющиеся мотивы деятельности, вовлекать студентов в игровую учебную деятельность, способствующую развитию требуемых качеств.

Известно, что в условиях вузовского обучения между субъектами исследуемого процесса существует взаимодействие, которое представляет собой комплекс воздействий преподавателя на обучающихся, с одной стороны, обучающихся на преподавателя, с другой стороны, и, наконец, обучающихся друг на друга (схема 2).

Схема 2

Педагогическое проектирование содержания деятельности субъектов дидактических личностно развивающих игр, направленных на развитие ПЗК учителя технологии и предпринимательства

I

. Подготовительный этап

1. Диагностический этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1

2

Анализ учебной ситуации в группе (позитивной готовности студентов к участию в игре, их настроенности на игру, языковой компетенции, интереса студентов к предмету, характера взаимоотношений).

Диагностика индивидуальных особенностей студентов и сложившихся уровней развития ПЗК личности.

Осознание своего статуса, характера межличностных отношений.

Анализ возможностей и способности участия в игре.

Самооценка знаний, умений и навыков по Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу.

Самооценка личностных качеств.

2. Этап планирования

Проектирование правил и условий успешной игровой учебной деятельности.

Постановка учебно-игровых задач.

Определение места и времени проведения игры в плане занятия в сочетании с другими методами организации учебной деятельности.

Разработка сценария ДИ и содержания деятельности студентов.

Выяснение степени готовности обучающихся к участию в прогнозировании индивидуальных способностей студентов, к разрешению проблемных или конфликтных ситуаций.

Прогнозирование возможных трудностей (психологических, языковых) и путей их преодоления.

Принятие целей ДИ.

Определение ролевого участия в игре и позитивный настрой на игру

Усвоение необходимого для игры предметного учебного материала. Формулирование собственных задач действия, представлений о пользе конкретной игры для личного развития.

II. Этап непосредственного осуществления учебно-игровой деятельности

Организация игровой учебной деятельности, развивающей ПЗК личности студентов с учётом функций игр.

Помощь и коррекция отношений и взаимоотношений.

Побуждение к активному взаимодействию.

Руководство игрой (организатор, исполнитель, арбитр, наблюдатель).

Содействие саморазвитию и самообучению студентов в игре.

Управление общением в системе субъект-субъектных отношений в игре.

Участие в игровой деятельности.

Мобилизация усилий в игровой деятельности, совместный творческий поиск путей разрешения проблемных ситуаций.

Индивидуальная личная инициатива в выполнении игрового действия.

Реализация личностной концепции игровой учебной деятельности.

Открытость общению и учению в ходе игры.

Стремление к самореализации, к воплощению в игре своих намерений,раскрытиюспособностей.

III

. Оценочно – результативный этап

Анализ результатов игровой деятельности и взаимодействия группы.

Оценивание сложностей и трудностей в процессе игры и путей их разрешения.

Подведение итогов работы и личного вклада играющих.

Определение степени сформированности ПЗК и удовлетворённости студентов участием в игре.

Оценка собственного вклада и вклада участников команды в совместную деятельность.

Анализ неудач и их причин.

Объективная самооценка и взаимооценка действий в игре.

Самоанализ проявления ПЗК в ходе игры.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Методы обучения, их классификация
Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно п ...

Людьми родились,но не стали
Сейчас мы перейдём к грустным фактам. Они как бы специально предоставляются нам природой для выявления законов человеческого развития. Сказка о Маугли – не досужий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафиксированным в истории человеческой цивилизации, эти события могли иметь под собой реаль ...

Возрастные особенности детей 5-6 лет
Рассматривая вопросы педагогических воздействий на детей, необходимо всегда учитывать их возрастные особенности. У детей 5-6 лет продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление. В 5-6 ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru