Главным системообразующим элементом “по вертикали” в проектируемой нами системе дидактических игр является цель – развитие ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства при включении студентов в учебно-игровую деятельность.
Цель, выражая общую направленность педагогической системы, выступает как система конкретных задач. Следовательно, цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и её компоненты. Поэтому цель может быть представлена как система решаемых задач. При определении цели и педагогических задач конкретной дидактической игры в учебном процессе освоения Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга в ввузе мы исходим из того, что любая игра имеет многоцелевой характер, связанный с многоплановостью игровой деятельности человека, т.е. в игре происходит поэтапная реализация промежуточных целей, подчинённых в свою очередь личной цели каждого конкретного играющего. Осуществление игровой деятельности начинается с принятия субъектом игры цели. Цель осознаётся самим человеком, и процесс целеполагания принимает личностный характер.
Поскольку в качестве главной цели процесса воспитания, обучения и развития в ходе дидактической игры в ввузе мы рассматриваем развитие ПЗК личности будущего учителя технологии и предпринимательства, то достижение этой цели может осуществляться через решение таких педагогических задач, как развитие индивидуальных потребностей в саморазвитии, самообучении, самовоспитании студентов, развитие позитивного взаимодействия с сокурсниками, формирование активной позиции в игровой учебной деятельности. При достижении цели развития ПЗК личности в дидактической игре необходимо и возможно, опираясь на уже имеющиеся мотивы деятельности, вовлекать студентов в игровую учебную деятельность, способствующую развитию требуемых качеств.
Известно, что в условиях вузовского обучения между субъектами исследуемого процесса существует взаимодействие, которое представляет собой комплекс воздействий преподавателя на обучающихся, с одной стороны, обучающихся на преподавателя, с другой стороны, и, наконец, обучающихся друг на друга (схема 2).
Схема 2
Педагогическое проектирование содержания деятельности субъектов дидактических личностно развивающих игр, направленных на развитие ПЗК учителя технологии и предпринимательства
I . Подготовительный этап | |
1. Диагностический этап | |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
1 |
2 |
Анализ учебной ситуации в группе (позитивной готовности студентов к участию в игре, их настроенности на игру, языковой компетенции, интереса студентов к предмету, характера взаимоотношений). Диагностика индивидуальных особенностей студентов и сложившихся уровней развития ПЗК личности. |
Осознание своего статуса, характера межличностных отношений. Анализ возможностей и способности участия в игре. Самооценка знаний, умений и навыков по Предпринимательству, Менеджменту и Маркетингу. Самооценка личностных качеств. |
2. Этап планирования | |
Проектирование правил и условий успешной игровой учебной деятельности. Постановка учебно-игровых задач. Определение места и времени проведения игры в плане занятия в сочетании с другими методами организации учебной деятельности. Разработка сценария ДИ и содержания деятельности студентов. Выяснение степени готовности обучающихся к участию в прогнозировании индивидуальных способностей студентов, к разрешению проблемных или конфликтных ситуаций. Прогнозирование возможных трудностей (психологических, языковых) и путей их преодоления. |
Принятие целей ДИ. Определение ролевого участия в игре и позитивный настрой на игру Усвоение необходимого для игры предметного учебного материала. Формулирование собственных задач действия, представлений о пользе конкретной игры для личного развития. |
II. Этап непосредственного осуществления учебно-игровой деятельности | |
Организация игровой учебной деятельности, развивающей ПЗК личности студентов с учётом функций игр. Помощь и коррекция отношений и взаимоотношений. Побуждение к активному взаимодействию. Руководство игрой (организатор, исполнитель, арбитр, наблюдатель). Содействие саморазвитию и самообучению студентов в игре. Управление общением в системе субъект-субъектных отношений в игре. |
Участие в игровой деятельности. Мобилизация усилий в игровой деятельности, совместный творческий поиск путей разрешения проблемных ситуаций. Индивидуальная личная инициатива в выполнении игрового действия. Реализация личностной концепции игровой учебной деятельности. Открытость общению и учению в ходе игры. Стремление к самореализации, к воплощению в игре своих намерений,раскрытиюспособностей. |
III . Оценочно – результативный этап | |
Анализ результатов игровой деятельности и взаимодействия группы. Оценивание сложностей и трудностей в процессе игры и путей их разрешения. Подведение итогов работы и личного вклада играющих. Определение степени сформированности ПЗК и удовлетворённости студентов участием в игре. |
Оценка собственного вклада и вклада участников команды в совместную деятельность. Анализ неудач и их причин. Объективная самооценка и взаимооценка действий в игре. Самоанализ проявления ПЗК в ходе игры. |
Информация по теме:
Составные задачи на нахождение цены, количества, стоимости
№67. Винтик и Шпунтик купили 6 наборов шурупов по 3 рубля каждый. и столько же наборов винтиков по 2 рубля каждый. Сколько денег они заплатили? Решение 6 наборов шурупов – по 3 рубля 6 наборов винтиков – по 2 рубля Всего заплатили -? 1) Вычисляем сколько денег Винтик и Шпунтик заплатили за шурупы: ...
Нравственное сознание педагога
Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование мора ...
Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи
Компьютерная программа «Игры для тигры» Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических ком ...