Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр

Страница 5

Таким образом, в итоге анализа результатов нам удалось сформулировать требования, определившие специфику процессов проектирования и реализации системы дидактических игр и диагностики влияния учебно-игровой деятельности на развитие ПЗК личности студента. Эти процессы должны предусматривать:

учёт индивидуального опыта участия в играх каждого обучающегося;

опору на оценку развитости качеств и обученности студентов;

использование игр как индивидуальной деятельности по развитию и преобразованию ПЗК личности студентов;

проектирование таких дидактических игр, в которых формировались бы представления студентов о практическом применении знаний, умений и навыков, что придало бы учебному процессу действенный мотивационный фон;

организацию коллективно распределённой деятельности между всеми участниками игропроцесса;

наличие обратной связи, как с целой учебной группой, так и на индивидуальном уровне с отдельными студентами, для того чтобы иметь представление о возможных изменениях в личности студентов;

привлечение учителей технологии и предпринимательства в роли экспертов при оценивании уровня развития качеств личности студентов для большей объективности оценок.

Очевидно, что педагогическое проектирование как деятельность вузовского преподавателя осуществляется поэтапно. Каждый из этапов отвечает определённым требованиям, направлен на реализацию конкретных целей, реализуется в заданной очерёдности. Характер вычленения этапов зависит от уровня методологической проработки проблемы, который определяется либо общими закономерностями проектирования, либо ориентацией исследователей на схематичное отображение практики.

В теоретическом плане нами использован подход В.И. Гинецинского к определению этапов педагогического проектирования. Исследователь выделяет следующие этапы:

Констатация и оценка результатов реальной практической деятельности;

выдвижение гипотез о связи результатов с факторами учебного процесса;

построение конкретной педагогической системы – 1;

построение педагогической системы – 2 специального целевого назначения;

построение методики измерения параметров системы;

сравнение результатов измерения функционирования системы –1 и системы –2;

построение оптимизированного варианта конкретной педагогической системы (63).

В итоге, наша обобщённая схема, выполняющая роль «методологического ориентира» в осуществлении вузовским преподавателем проектировочной деятельности, включает в себя несколько шагов:

Шаг первый. Определение цели проектирования в выборе дидактических игр (целеполагание).

Шаг второй. Выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели развития ПЗК студентов (ориентировка).

Шаг третий. Описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния развития ПЗК и отношения к игре).

Шаг четвёртый. Выдвижение вариантов достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях реализации системы игр: познавательных, проектировочно-исследовательских, имитационных, комплексных (прогнозирование).

Шаг пятый. Построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта (моделирование) и построение методики измерения параметров педагогического объекта (экстраполирующий контроль), то есть уровня развития организаторских, проектировочно-конструктивных, гностических, коммуникативных, нравственных качеств личности обучающихся.

Шаг седьмой. Реализация проекта (внедрение).

Шаг восьмой. Оценка результатов осуществления проекта и сравнение с ожидавшимся уровнем развития ПЗК студентов в учебно-познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ФФН
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Прои ...

Воспитание идея казахских пословиц
В этих же целях широко были использованы жанры устного народного творчества как лирические, исторические песни, сказки, предания, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, ораторские слова и слова благословения и др. Этому свидетельствуют такие пословицы как «Хороший ребенок – опора, плохой ре ...

Динамика речевого развития в дошкольном возрасте
Когда речь ребёнка освобождается от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие, это является началом нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики, начинающегося примерно с двух с половиной лет и завершающегося к шести годам. В этот пер ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru