Таким образом, в итоге анализа результатов нам удалось сформулировать требования, определившие специфику процессов проектирования и реализации системы дидактических игр и диагностики влияния учебно-игровой деятельности на развитие ПЗК личности студента. Эти процессы должны предусматривать:
учёт индивидуального опыта участия в играх каждого обучающегося;
опору на оценку развитости качеств и обученности студентов;
использование игр как индивидуальной деятельности по развитию и преобразованию ПЗК личности студентов;
проектирование таких дидактических игр, в которых формировались бы представления студентов о практическом применении знаний, умений и навыков, что придало бы учебному процессу действенный мотивационный фон;
организацию коллективно распределённой деятельности между всеми участниками игропроцесса;
наличие обратной связи, как с целой учебной группой, так и на индивидуальном уровне с отдельными студентами, для того чтобы иметь представление о возможных изменениях в личности студентов;
привлечение учителей технологии и предпринимательства в роли экспертов при оценивании уровня развития качеств личности студентов для большей объективности оценок.
Очевидно, что педагогическое проектирование как деятельность вузовского преподавателя осуществляется поэтапно. Каждый из этапов отвечает определённым требованиям, направлен на реализацию конкретных целей, реализуется в заданной очерёдности. Характер вычленения этапов зависит от уровня методологической проработки проблемы, который определяется либо общими закономерностями проектирования, либо ориентацией исследователей на схематичное отображение практики.
В теоретическом плане нами использован подход В.И. Гинецинского к определению этапов педагогического проектирования. Исследователь выделяет следующие этапы:
Констатация и оценка результатов реальной практической деятельности;
выдвижение гипотез о связи результатов с факторами учебного процесса;
построение конкретной педагогической системы – 1;
построение педагогической системы – 2 специального целевого назначения;
построение методики измерения параметров системы;
сравнение результатов измерения функционирования системы –1 и системы –2;
построение оптимизированного варианта конкретной педагогической системы (63).
В итоге, наша обобщённая схема, выполняющая роль «методологического ориентира» в осуществлении вузовским преподавателем проектировочной деятельности, включает в себя несколько шагов:
Шаг первый. Определение цели проектирования в выборе дидактических игр (целеполагание).
Шаг второй. Выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели развития ПЗК студентов (ориентировка).
Шаг третий. Описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния развития ПЗК и отношения к игре).
Шаг четвёртый. Выдвижение вариантов достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях реализации системы игр: познавательных, проектировочно-исследовательских, имитационных, комплексных (прогнозирование).
Шаг пятый. Построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта (моделирование) и построение методики измерения параметров педагогического объекта (экстраполирующий контроль), то есть уровня развития организаторских, проектировочно-конструктивных, гностических, коммуникативных, нравственных качеств личности обучающихся.
Шаг седьмой. Реализация проекта (внедрение).
Шаг восьмой. Оценка результатов осуществления проекта и сравнение с ожидавшимся уровнем развития ПЗК студентов в учебно-познавательной деятельности.
Информация по теме:
История исследования одежды русских крестьян Южного
Алтая
Народная одежда, характеризуясь такими признаками как устойчивость и массовость, относится к тому культурному слою, который принято именовать "традиционно-бытовым". Традиционная одежда складывается на протяжении всей многовековой истории народа и передается из поколения в поколение, обесп ...
Понятие имиджа
Имидж – явление многогранное и сложное, затрагивающее многие сферы жизни современного социума, чья сущность, закономерности и механизмы формирования до сих пор четко не определены. Недостаточная проработанность, неопределенность имиджа как конструкта актуализирует потребность в теоретико-методологи ...
Анализ результатов исследования пространственных и временных представлений
у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...