Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Страница 1

По итогам формирующего эксперимента был проведен контрольный срез.

В ходе диагностики использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.

Во время формирующего эксперимента нами осуществлялся мониторинг динамики развития у младших школьников познавательного интереса к музыкальной деятельности.

Так, для выявления исходного и контрольного уровня развития познавательной активности младших школьников были сформированы критерии эффективности педагогических условий и методов, предложенных в программе формирующего эксперимента. Регистрация уровня проявления познавательного интереса у младших школьников связана со следующими характеристиками:

Таблица 8 Критерии и уровни проявления познавательного интереса учащихся к музыкальной деятельности на внеурочных занятиях

Уровни проявления познавательного интереса

Низкий

Средний

Высокий

Показатели проявления познавательного интереса

Пассивное проявление познавательного интереса, отсутствие активности

Спонтанное проявление интереса в зависимости от ситуации

Осознанное появление интереса к музыкальной деятельности

Естественно, что мы осознавали, что проявление интереса школьника к музыке в рамках учебного процесса зависит от мотивации, взаимоотношений в классе и определяется комплексом психических свойств ребенка: темпераментом, уровнем развития общих и специальных способностей, характером. Этот комплекс психических свойств личности порождает бесконечное разнообразие проявлений познавательного интереса. В связи с этим в качестве оценки эффективности разработанных педагогических условий и средств и диагностики познавательного интереса к музыке на внеурочных комплексных занятиях по искусству были выбраны следующие критерии и показатели:

1. Общий рабочий тонус учащихся (активность): характер задаваемых вопросов; включенность в беседу; стремление ответить на вопрос; участие в исполнительской деятельности.

2. Уровень теоретических знаний: умение ориентироваться в музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности;

3. Уровень развития слухового опыта: умение узнавать пройденное произведение; умение рассуждать о прослушанном произведении; умение сравнивать музыкальное произведение.

В ходе сравнительного анализа данных эксперимента было выявлено, что познавательная активность учащихся на внеурочных комплексных занятиях по искусству оказалась выше, чем на уроках. Мы это объяснили более раскрепощенной эмоциональной атмосферой на этих занятиях, отсутствием формального оценивания, большей насыщенностью игровой и музыкально-ритмической деятельности. Во время формирующего эксперимента нами осуществлялся мониторинг динамики развития у младших школьников познавательного интереса к музыкальной деятельности, являющегося важным показателем когнитивного критерия эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальной деятельности. Мы учитывали общий рабочий тонус учащихся (активность): характер задаваемых вопросов; включенность в беседу; стремление ответить на вопрос; участие в исполнительской деятельности; уровень теоретических знаний: умение ориентироваться в музыкальных жанрах; знание имен композиторов; умение объяснить значение терминов; уровень развития слухового опыта: умение узнавать пройденное произведение; умение рассуждать о прослушанном произведении; умение сравнивать музыкальное произведение. Анализ результатов диагностики показал, что уровень проявления познавательной активности учащихся на уроках музыки в начале эксперимента в целом был средним, интерес — неустойчивым, преимущественно он проявлялся спонтанно в зависимости от ситуации. Показатель уровня музыкальных знаний был довольно низким. Самый высокий уровень активности учащихся проявляли в исполнительской деятельности. По итогам формирующего эксперимента мы получили позитивную динамику практически по всем обозначенным показателям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Методики организации деловой игры при обучении экономике
Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы: 1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. 2. Несложная вступительная ролевая игра. Ее цель – активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы ...

Основные механизмы процесса аудирования с точки зрения психологии
В предыдущем разделе было дано психологическое обоснование механизмам аудирования. Далее целесообразным представляется подробнее остановиться на основных механизмах процесса аудирования и его составляющих. Термин «аудирование» часто употребляется в качестве синонима термину «слушание», однако данны ...

Особенности учебно-методического комплекта «классическая начальная школа»
Учебно-методический комплект «Классическая начальная школа» является целостной системой на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. Содержание предметов в этой модели выстроено в единой логике, которой соответствует методический и дидактический аппарат всех учебников. В программах ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru