В целом во время осуществления формирующего эксперимента наблюдались позитивные изменения в отношении школьников к музыкальной деятельности, углубление интереса к ней. Это выразилось, например, в повышении активности детей: большинство из них стали стремиться исполнить песню перед всем классом, задавать вопросы о содержании и музыкальном образе произведения, выполнять творческие задания. Изменилась мотивация участи: вначале она вызывалась преимущественно желанием получить хорошую отметку, постепенно изменяясь до уровня непосредственно познавательного интереса к музыкальной деятельности. В ходе эксперимента было установлено, что наиболее сложный вид музыкальной деятельности для детей — прослушивание и восприятие музыки. Однако в результате использования комплекса педагогических средств (творческих заданий, музыкальных игр и пр.) эти виды деятельности стали более доступными и значимыми для школьников. Учащиеся стали лучше ориентироваться в музыкальных жанрах, запоминать особенности произведений. В ответах школьники более уверенно стали использовать названия музыкальных жанров, оперировать специальными музыкальными терминами.
При прослушивании музыки различного характера в ходе эксперимента учащиеся получали представление о музыке различного эмоционального воздействия, и их вкусовые предпочтения постепенно менялись. В конце учебного года на вопрос «Какая музыка вам нравится?» получены ответы различного диапазона: от жизнерадостной, светлой, до задумчивой, плавной. Таким образом, динамика вкусовых предпочтений (показатель эмоционально-оценочного критерия эмоционально-ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности) изменяется в сторону расширения представления об эмоциональном воздействии музыки.
Эксперимент показал, что учащиеся, задумываясь над проблемой «адекватности» музыкального содержания и своих чувств, вызванных музыкой, одновременно стали осознавать условность художественного изображения и выражения, стали понимать, что музыка — не «картинки жизни», а результат целенаправленной деятельности композитора и исполнителя, которые, используя средства музыкальной выразительности, воздействуют на чувство и воображение. Нередкими стали такие ответы школьников: « .мне представляется, что .», «возможно, что в музыке .», «а мне кажется, что для музыки подходит другое».
Усредненные результаты оценки по пяти важнейшим показателям эмоционально-ценностного отношения школьников ЭГ к музыкальной деятельности в начале и при завершении формирующего эксперимента представлены в таблице 9.
Таблица 9 Динамика изменения эмоционально-ценностного отношения учащихся экспериментальной группы к музыке
№ п/п |
Показатели |
Уровни и количество учащихся (чел, в %) | |||||
высокий |
средний |
низкий | |||||
Начало эксп. |
Конец эксп. |
Начало эксп. |
Конец эксп. |
Начало эксп. |
Конец эксп. | ||
1 |
Эмоциональный отклик |
9,5 |
25 |
31,5 |
50,5 |
59 |
24,5 |
2 |
Эмоционально-ценностное суждение |
9,5 |
20,5 |
42,5 |
45,4 |
48 |
34,1 |
3 |
Выбор музыкальных предпочтений |
6,8 |
25,6 |
15,1 |
35,6 |
78,1 |
38,8 |
4 |
Проявление творчества |
13,6 |
30,5 |
45,2 |
49,6 |
32,2 |
19,9 |
5 |
Познавательный интерес к музыке |
9,5 |
32,5 |
45,2 |
41 |
45,3 |
26,5 |
итого |
9,3 |
19,3 |
31,7 |
43 |
59 |
37,7 |
Информация по теме:
Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в
образовании детей дошкольного возраста
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможности решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, ч ...
Нравственное воспитание -
активный целенаправленный процесс
Наша российская педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. В детском саду этот процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с уче ...
Методы и организация исследования
Методы исследования: - теоретический анализ и обобщение научных данных, освещенных в литературных источниках; - педагогические контрольные испытания; - педагогическое наблюдение; - опытно-экспериментальная работа; - индивидуальное и групповое тестирование; - математико-статистический анализ результ ...