В предыдущем разделе были рассмотрены основные механизмы аудирования. Рассмотрим сущность механизма прогнозирования и его роль в процессе аудирования и понимания смысловой структуры текста.
Механизм вероятностного прогнозирования подробно изучался в психологии и рассматривался в качестве одного из уровней процесса опережающего отражения. Данный механизм подробно изучался такими психологами, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др. В психолингвистике и лингвистике Р.М. Фрумкина, И.А. Зимняя, Л.Р. Мошинская, Н.С. Харламова и др. исследуют непосредственно механизм вероятностного прогнозирования при обучении аудированию.
В методической и психологической литературе существует большое количество определений понятия «вероятностное прогнозирование». Вероятностное прогнозирование определяется
– как способность человека использовать информацию, имеющуюся в его прошлом опыте, для прогноза вероятности наступления тех или иных событий в предстоящей ситуации,
– как способность сопоставлять поступающую информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о соответствующем прошлом опыте и на основании этого сопоставления строить предположения о предстоящих событиях
– как порождение гипотез, предвосхищение хода событий.
С психологической точки зрения вероятностное прогнозирование – это один из тех механизмов, которые свойственны человеку во всех видах деятельности. Каким бы видом деятельности человек ни занимался, естественным процессом является предвосхищение результата своей деятельности.
В психолингвистике выделяют структурное и смысловое прогнозирование.
Смысловое прогнозирование определяется знанием контекста, а соответственно и возможных ситуаций, которые, в свою очередь, предполагают использование определенных структур, клише, речевых форм. Поэтому перед предъявлением аудиотекста учащихся необходимо ознакомить с проблематикой и примерным содержанием текста. В этом случае смысловой уровень прогнозирования способен оказать значительную помощь учащимся в процессе восприятия текста.
Структурное (лингвистическое) прогнозирование связано со знанием спектра сочетаемости лексических единиц. Этот тип прогнозирования будет подробнее рассмотрен далее при анализе прогнозирования на уровне слова, словосочетания и фразы.
Понятия «вероятностное прогнозирование» и «антиципация» часто используются в качестве равнозначных синонимов. Однако, существуют попытки разграничить эти понятия. По мнению И.Б. Смирнова, механизм прогнозирования основан на построении гипотез относительно всего содержания текста. Понятие «антиципация» как механизм речевой деятельности, в свою очередь, трактуется в узком и широком смысле. В узком смысле слова данный механизм предполагает предвосхищение элементов слова, словосочетания и предложения. В широком смысле механизм антиципации распространяется на предвосхищение элементов смыслового значения группы предложений, абзаца и текста. Именно второй вариант значения слова «антиципация» совпадает со значением методического термина «вероятностное прогнозирование». Таким образом, механизм вероятностного прогнозирования включает в себя умения антиципации как коммуникативного умения и является более широким по значению.
В ходе выявления и сопоставления некоторых точек зрения на сущность процесса аудирования было установлено, что истоки изучения данного процесса лежат в общей психологии. С психологической точки зрения аудирование представляет собой особый вид рецептивной деятельности, в процессе которого задействованы такие психологические механизмы, как память, восприятие, узнавание, антиципация. Поскольку данные механизмы обеспечивают аудирование как вид коммуникативной деятельности, необходимо рассмотреть основные характеристики аудирования с точки зрения методики.
Информация по теме:
Условия и методы организации дежурств
Руководя трудовой деятельностью детей, воспитатель одновременно формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Таким образом, в его деятельности можно выделить две основные стороны: руководство процесс ...
Основные задачи и принципы
нравственного воспитания в детском саду
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают развитие у детей нравствeнных чувств, полoжительных навыков и манер поведения, моральных взглядов и мотивов поведения. В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формиpoвание нравственных чувств. Чувство - оcoбая фop ...
Календарно-тематический план
Календарно-тематический план – это документ, по которому педагог дополнительного образования работает в творческом объединении. Составляется он на основе образовательной программы, гарантирует ее выполнение и не допускает перегрузок обучающихся. Календарно-тематический план состоит из: номер урока; ...