В предыдущем разделе были рассмотрены основные механизмы аудирования. Рассмотрим сущность механизма прогнозирования и его роль в процессе аудирования и понимания смысловой структуры текста.
Механизм вероятностного прогнозирования подробно изучался в психологии и рассматривался в качестве одного из уровней процесса опережающего отражения. Данный механизм подробно изучался такими психологами, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др. В психолингвистике и лингвистике Р.М. Фрумкина, И.А. Зимняя, Л.Р. Мошинская, Н.С. Харламова и др. исследуют непосредственно механизм вероятностного прогнозирования при обучении аудированию.
В методической и психологической литературе существует большое количество определений понятия «вероятностное прогнозирование». Вероятностное прогнозирование определяется
– как способность человека использовать информацию, имеющуюся в его прошлом опыте, для прогноза вероятности наступления тех или иных событий в предстоящей ситуации,
– как способность сопоставлять поступающую информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о соответствующем прошлом опыте и на основании этого сопоставления строить предположения о предстоящих событиях
– как порождение гипотез, предвосхищение хода событий.
С психологической точки зрения вероятностное прогнозирование – это один из тех механизмов, которые свойственны человеку во всех видах деятельности. Каким бы видом деятельности человек ни занимался, естественным процессом является предвосхищение результата своей деятельности.
В психолингвистике выделяют структурное и смысловое прогнозирование.
Смысловое прогнозирование определяется знанием контекста, а соответственно и возможных ситуаций, которые, в свою очередь, предполагают использование определенных структур, клише, речевых форм. Поэтому перед предъявлением аудиотекста учащихся необходимо ознакомить с проблематикой и примерным содержанием текста. В этом случае смысловой уровень прогнозирования способен оказать значительную помощь учащимся в процессе восприятия текста.
Структурное (лингвистическое) прогнозирование связано со знанием спектра сочетаемости лексических единиц. Этот тип прогнозирования будет подробнее рассмотрен далее при анализе прогнозирования на уровне слова, словосочетания и фразы.
Понятия «вероятностное прогнозирование» и «антиципация» часто используются в качестве равнозначных синонимов. Однако, существуют попытки разграничить эти понятия. По мнению И.Б. Смирнова, механизм прогнозирования основан на построении гипотез относительно всего содержания текста. Понятие «антиципация» как механизм речевой деятельности, в свою очередь, трактуется в узком и широком смысле. В узком смысле слова данный механизм предполагает предвосхищение элементов слова, словосочетания и предложения. В широком смысле механизм антиципации распространяется на предвосхищение элементов смыслового значения группы предложений, абзаца и текста. Именно второй вариант значения слова «антиципация» совпадает со значением методического термина «вероятностное прогнозирование». Таким образом, механизм вероятностного прогнозирования включает в себя умения антиципации как коммуникативного умения и является более широким по значению.
В ходе выявления и сопоставления некоторых точек зрения на сущность процесса аудирования было установлено, что истоки изучения данного процесса лежат в общей психологии. С психологической точки зрения аудирование представляет собой особый вид рецептивной деятельности, в процессе которого задействованы такие психологические механизмы, как память, восприятие, узнавание, антиципация. Поскольку данные механизмы обеспечивают аудирование как вид коммуникативной деятельности, необходимо рассмотреть основные характеристики аудирования с точки зрения методики.
Информация по теме:
Людьми родились,но не стали
Сейчас мы перейдём к грустным фактам. Они как бы специально предоставляются нам природой для выявления законов человеческого развития. Сказка о Маугли – не досужий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафиксированным в истории человеческой цивилизации, эти события могли иметь под собой реаль ...
Диагностика проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного
возраста
1. Описание и анализ результатов анкетирования родителей и воспитателей Для изучения наиболее часто наблюдаемых агрессивных реакций у ребёнка был проведён опрос воспитателя и родителей по схеме, включающей ряд параметров (наблюдаемых агрессивных реакций). Воспитателю и родителям необходимо было отм ...
Применение моделирования для развития математических представлений старших
дошкольников
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключает ...