Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Педагогика » Процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке во внеурочной деятельности » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

Страница 3

Продуктивно-рефлексивный компонент ЭЦО младших школьников к музыке диагностировался нами в процессе наблюдения, в том числе включенного, анализа продуктов художественно-творческой деятельности учащихся на уроках музыки и внеурочных комплексных занятиях по искусству, бесед с учащимися, анкетирования. Кроме того, мы практиковали проведение на внеурочных занятиях «рефлексивных минут». Мы задавали вопросы, побуждающие к анализу детьми результатов нашей совместной работы: Что на уроке (занятии) было главным? Что было интересным? Что новое сегодня узнали? Чему научились? Насколько были активны? Что чувствовали? и пр. Данный прием работы способствовал активизации продуктивно-рефлексивного компонента эмоционально-ценностного отношения школьников, с одной стороны, с другой, — позволял судить об их отношении к тем или иным конкретным видам музыкальной деятельности. При этом у нас не было стремления добиться того, чтобы учащиеся главным выделяли именно то, что считали таковым именно мы. Для нас было значимым услышать ответ на один и тот же вопрос нескольких учащихся. Например, продуктивно-рефлексивную работу по обоснованию феномена «эмоционально-ценностное отношение», мы осуществляли на примере художественного анализа музыкального произведения Р. Шумана «Первая утрата». Мы задавали детям такие вопросы: Загляните в себя: что вы переживали, когда слушали музыку? Что заставляет вас так думать и чувствовать?

В ходе рефлексии мы получили следующие суждения: «Музыка очень грустная, жалобная (кто-то печалится, человек нервничает, страдает, кто-то очень любил то, что потерял, и теперь он мучается». «Я понял, как трудно терять что-то или кого-то». «Удивительно, что музыка так может передать чувства другого человека». «Я захотела сама музыкой рассказать о том, как у меня погиб котенок, как мне было плохо». О личностном переосмыслении собственного отношения к музыке, вызванном осваиваемым материалом программы, говорило около половины учащихся. Данные сравнительного анализа и оценки эффективности результатов формирующего эксперимента были положены в основу коррекционной работы по совершенствованию содержания экспериментальной программы, форм и методов музыкального образования младших школьников в общеобразовательной школе, созданию условий, заложенных в разработанной нами модели, а также оценке их воздействия на формирование у учащихся начальных классов эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности. Результаты диагностики позволили сделать следующие выводы. Позитивно изменились все характеристики учащихся по заявленным критериям и показателям. Причем динамика этих изменений у учащихся экспериментальной группы происходила более быстрыми темпами. Мы объясняем это тем, что созданная в ЭГ система ценностно-ориентированной деятельности школьников на внеурочных комплексных занятиях по искусству повышала учебную и музыкальную мотивацию, развивала их познавательные и музыкальные интересы и активность в различных видах музыкальной деятельности. Это оказывало положительное влияние на формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности.

Результаты итоговой диагностики эмоционально-ценностного отношения учащихся ЭГ и КГ к музыкальной деятельности в период контрольного эксперимента представлены в таблице № 10.

Таблица 10. Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности

Критерий

Констатирующий эксперимент

3 «Б» класс

3 «А» класс

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

 

Когнитивно-информационный

9, 8

34,5

55,7

10,1

35,6

54,3

 

Эмоционально-оценочный

9,5

28,9

61.6

9,8

33,5

56,7

 

Продуктивно-рефлексивный

11,4

33,6

55,0

10,9

29,8

59.3

 

Итого

9,3

31,7

59

9,3

30,2

60,5

 

Контрольный эксперимент

Когнитивно-информационный

80,2

14,5

5,0

80,1

15,6

4,3

 

Эмоционально-оценочный

56,8

38,9

4.3

33,8

53,5

13,1

 

Продуктивно-рефлексивный

40,4

53,6

6,0

20,9

63,8

15.3

 

Итого

19, 3

43

37,7

9,2

32

58,8

 

Динамика

+10

+11,3

- 21,3

-0,1

+1,8

-1,7

 
Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве
В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет. Первой ступенью воспитания и образования детей от рожден ...

Проблемные ситуации при изучении лирического произведения
Средства создания проблемной ситуации во многом зависят от рода литературного произведения. Читательское восприятие лирики обнаруживает особенно тесную связь общего уровня литературного развития и постижения данного стихотворения. Ученики с низким уровнем литературного развития даже при верных эмоц ...

Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru