Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов показал позитивную динамику повышения уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности по всем критериям, как в экспериментальных, так и контрольных группах. Однако уменьшение доли учащихся с низким уровнем социально-ценностного отношения в КГ произошло преимущественно за счет увеличения их количества в подгруппе со средним уровнем. В ЭГ перераспределение произошло за счет значительного увеличения числа учащихся с высоким уровнем эмоционально-ценностного отношения к музыке, что мы расцениваем как следствие проведенного эксперимента.
Таким образом, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили положения выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:
1. Эмоционально-ценностное отношение к музыке у младших школьников имеет недостаточный уровень сформированности в силу того, что учебные программы, музыкальный материал и методы обучения, используемые на внеурочных занятиях, имеют преимущественно узкопредметный характер и ориентированы на освоение теоретических знаний. Как следствие, учащиеся имеют ограниченный слуховой опыт, не способны осуществлять эмоционально и ценностно-ориентированный художественный анализ музыкальных произведений, не имеют навыков создания собственных творческих продуктов. Невысокие результаты музыкальной деятельности учащихся подавляют мотивацию, в частности, интерес к ней.
2.Совершенствование процесса формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке представляет важную научную и практическую проблему, решение которой способно дать большой учебно-воспитательный эффект.
Многие достижения педагогической практики связаны с педагогикой искусства, которая играет все большую роль в процессе перехода от педагогики ЗУНов к педагогике развития. Именно искусство учит ребенка главному — умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека художника, композитора, писателя. Искусство учит и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, — более многомерное и целостное. В.А. Сухомлинский считал, что если после слова педагога не следует более тонкое прикосновение — музыка, воспитание нельзя признать полным.
В дипломной работе поставлена и решена актуальная научно-педагогическая проблема по выявлению организационно-педагогических условий и технологии формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке. В результате теоретического и экспериментального исследования, решения поставленных цели и задач сформулированы следующие выводы.
1.Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке в структуре ценностных отношений школьника представляет как собственно личностную, так и общественную ценность.
2. В ходе экспериментального исследования по внедрению созданной теоретической модели были выявлены, теоретически обоснованы и апробированы содержание и формы проведения интегрированных уроков музыки и внеурочных комплексных занятий по искусству, успешно формирующих эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыке; осуществлена диагностика динамики формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов к музыке; адаптированы и разработаны методы организации различных видов музыкальной деятельности, оптимизированные на поэтапное непрерывное формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к ним; обеспечены методическое сопровождение и педагогический мониторинг этого процесса.
Информация по теме:
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию
эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
По итогам формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. В ходе диагностики использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. Во время формирующего эксперимента нами осуществлялся мониторинг динамики развития у младших школьников познавательного интереса к музыкальной деятельн ...
Влияние занятий с тяжестями на различные стороны физического состояния детей,
подростков и юношей
Многочисленные исследования показали, что максимальная сила кисти и предплечья с возрастом увеличивается. Наибольший прирост ручной силы происходит в среднем или старшем школьном возрасте. Различия между силой правой и левой руки у детей до 13—14 лет недостоверны. Начиная с 14—15 лет, разница между ...
Организация самостоятельной работы в процессе
обучения информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...