Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов показал позитивную динамику повышения уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности по всем критериям, как в экспериментальных, так и контрольных группах. Однако уменьшение доли учащихся с низким уровнем социально-ценностного отношения в КГ произошло преимущественно за счет увеличения их количества в подгруппе со средним уровнем. В ЭГ перераспределение произошло за счет значительного увеличения числа учащихся с высоким уровнем эмоционально-ценностного отношения к музыке, что мы расцениваем как следствие проведенного эксперимента.
Таким образом, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили положения выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:
1. Эмоционально-ценностное отношение к музыке у младших школьников имеет недостаточный уровень сформированности в силу того, что учебные программы, музыкальный материал и методы обучения, используемые на внеурочных занятиях, имеют преимущественно узкопредметный характер и ориентированы на освоение теоретических знаний. Как следствие, учащиеся имеют ограниченный слуховой опыт, не способны осуществлять эмоционально и ценностно-ориентированный художественный анализ музыкальных произведений, не имеют навыков создания собственных творческих продуктов. Невысокие результаты музыкальной деятельности учащихся подавляют мотивацию, в частности, интерес к ней.
2.Совершенствование процесса формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке представляет важную научную и практическую проблему, решение которой способно дать большой учебно-воспитательный эффект.
Многие достижения педагогической практики связаны с педагогикой искусства, которая играет все большую роль в процессе перехода от педагогики ЗУНов к педагогике развития. Именно искусство учит ребенка главному — умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека художника, композитора, писателя. Искусство учит и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, — более многомерное и целостное. В.А. Сухомлинский считал, что если после слова педагога не следует более тонкое прикосновение — музыка, воспитание нельзя признать полным.
В дипломной работе поставлена и решена актуальная научно-педагогическая проблема по выявлению организационно-педагогических условий и технологии формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке. В результате теоретического и экспериментального исследования, решения поставленных цели и задач сформулированы следующие выводы.
1.Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке в структуре ценностных отношений школьника представляет как собственно личностную, так и общественную ценность.
2. В ходе экспериментального исследования по внедрению созданной теоретической модели были выявлены, теоретически обоснованы и апробированы содержание и формы проведения интегрированных уроков музыки и внеурочных комплексных занятий по искусству, успешно формирующих эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыке; осуществлена диагностика динамики формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов к музыке; адаптированы и разработаны методы организации различных видов музыкальной деятельности, оптимизированные на поэтапное непрерывное формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к ним; обеспечены методическое сопровождение и педагогический мониторинг этого процесса.
Информация по теме:
Перечень учебно-производственных работ
Будущая работа учащихся на производстве по специальности всегда связана огромным разнообразием работ (изделий), которое не может быть учтено заранее. В программе определяется только общее содержание и объем учебного материала по теме, следовательно, мастер должен запланировать, на каких работах буд ...
Методы обучения, их классификация
Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно п ...
Диагностика образовательного процесса детей
дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента в условиях
внедрения ФГТ
Практическая часть исследования была проведена в группе «Колокольчики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 58 г. Йошкар-Олы «Золотой Ключик». Цель исследования: оптимизации образовательного процесса в группе «Колокольчики». Это достигается путем использов ...