Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов; организация исследования

Педагогика » Организация и методика развития воображения у детей 6-ти лет в художественной деятельности » Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов; организация исследования

Страница 1

В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет.

Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы с каждым ребенком о его впечатлениях и состояниях, эмоциональных переживаниях в ходе рассматривания репродукции картины. Результаты экспериментов фиксировались, что представлено ниже в виде таблиц.

Подготовка исследования: подобрать пять репродукций известных мастеров изобразительного творчества.

Проведение исследования: исследование проводится индивидуально. Ребенку последовательно предлагается пять репродукций в целях изучения уровня его художественного восприятия, связей, существующих между его фантазией и эмоциями.

Цель констатирующего эксперимента – выявление особенностей художественного восприятия младшими школьниками произведений искусства.

Исследователь должен был помнить, что художественные эмоции – это всегда парциальные эмоции, т.е. такие эмоции, которые не стремятся к переходу в действие, не стремятся к реализации, к практическому претворению. Мы изучали эмоциональную реакцию ребенка.

При осмыслении механизма художественного восприятия ребенком произведения изобразительного творчества мы выявляли его художественную установку, которую можно определить как систему ожиданий, складывающуюся в преддверии восприятия произведения искусства.

До экспериментов ребенок должен быть настроен на образно-тематический строй. Неосознаваемые компоненты установки зависят от внутренних особенностей ребенка, от интенциональности его сознания.

Имелось в виду, что восприятие произведения искусства не является механическим регистрированием сенсорных элементов, а выступает способностью изобретательного схватывания изображенного на картине.

В ходе констатирующего эксперимента фиксировались следующие параметры:

знание картины;

понимание сюжета;

понимание элементов формы, цвета, величины –константность;

восприятие целостного изображения – целостность;

преимущественное выделение одних элементов картины по сравнению с другими – избирательность;

зависимость восприятия от прошлого опыта, словарного запаса, запаса знаний и общей направленности личности – апперцепция;

Словарный запас детей оценивался исследователем также по пятибальной шкале.

Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы или образы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов). Многократное восприятие одних и тех же образов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого образа. Константность восприятия не врожденное свойство, а приобретенное.

Целостность восприятия предполагает восприятия целостного образа, изображенного на картине. Однако способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не мир предметов (образов), а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осяза-ния. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (образов) по сравнению с другими.

Восприятие произведений искусства во многом зависит от знаний ребенка, его прошлого опыта, психофизиологического развития.

Обработка данных: адекватность восприятия произведения искусства оценивалась по пятибальной шкале, подсчитывалось общее количество баллов. Результаты обобщались и фиксировались.

В ходе подготовки проведения формирующего эксперимента исследователь проводил с детьми групповое занятие, где речь шла об умении вырабатывать в себе способность быть в художественном восприятии и суждениях независимым, избирательным; об эпохе, в которой картины были написаны, о художниках, их жизни и творчестве; о сюжетах картин.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Специфические особенности педагогических ситуаций, порождающие необходимость и потребность в их саморегуляции
Очень важным аспектом профессиональной деятельности педагога является саморегуляция,т. е. способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях. Необходимость саморегуляции возникает следующих случаях ...

Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Для повышения эффективности физического воспитания при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечи ...

Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования
Эпиграфом к общей теме "Сергей Есенин. Жизнь и творчество" могут стать слова А. Серафимовича "Это был великий художник. С огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru