В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет.
Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы с каждым ребенком о его впечатлениях и состояниях, эмоциональных переживаниях в ходе рассматривания репродукции картины. Результаты экспериментов фиксировались, что представлено ниже в виде таблиц.
Подготовка исследования: подобрать пять репродукций известных мастеров изобразительного творчества.
Проведение исследования: исследование проводится индивидуально. Ребенку последовательно предлагается пять репродукций в целях изучения уровня его художественного восприятия, связей, существующих между его фантазией и эмоциями.
Цель констатирующего эксперимента – выявление особенностей художественного восприятия младшими школьниками произведений искусства.
Исследователь должен был помнить, что художественные эмоции – это всегда парциальные эмоции, т.е. такие эмоции, которые не стремятся к переходу в действие, не стремятся к реализации, к практическому претворению. Мы изучали эмоциональную реакцию ребенка.
При осмыслении механизма художественного восприятия ребенком произведения изобразительного творчества мы выявляли его художественную установку, которую можно определить как систему ожиданий, складывающуюся в преддверии восприятия произведения искусства.
До экспериментов ребенок должен быть настроен на образно-тематический строй. Неосознаваемые компоненты установки зависят от внутренних особенностей ребенка, от интенциональности его сознания.
Имелось в виду, что восприятие произведения искусства не является механическим регистрированием сенсорных элементов, а выступает способностью изобретательного схватывания изображенного на картине.
В ходе констатирующего эксперимента фиксировались следующие параметры:
знание картины;
понимание сюжета;
понимание элементов формы, цвета, величины –константность;
восприятие целостного изображения – целостность;
преимущественное выделение одних элементов картины по сравнению с другими – избирательность;
зависимость восприятия от прошлого опыта, словарного запаса, запаса знаний и общей направленности личности – апперцепция;
Словарный запас детей оценивался исследователем также по пятибальной шкале.
Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы или образы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов). Многократное восприятие одних и тех же образов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого образа. Константность восприятия не врожденное свойство, а приобретенное.
Целостность восприятия предполагает восприятия целостного образа, изображенного на картине. Однако способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не мир предметов (образов), а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осяза-ния. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (образов) по сравнению с другими.
Восприятие произведений искусства во многом зависит от знаний ребенка, его прошлого опыта, психофизиологического развития.
Обработка данных: адекватность восприятия произведения искусства оценивалась по пятибальной шкале, подсчитывалось общее количество баллов. Результаты обобщались и фиксировались.
В ходе подготовки проведения формирующего эксперимента исследователь проводил с детьми групповое занятие, где речь шла об умении вырабатывать в себе способность быть в художественном восприятии и суждениях независимым, избирательным; об эпохе, в которой картины были написаны, о художниках, их жизни и творчестве; о сюжетах картин.
Информация по теме:
Диагностика определяющей рефлексии
Диагностика, которая проводилась в пятом классе, является пробной, так как мы воспользовались диагностикой определяющей рефлексии по отношению к себе для 1-3 классов, но изменили и усложнили задания и вопросы в соответствии с возрастом. Набор задач для 5 класса представлен в приложении 1. В работе ...
Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников
На каждом возрастном этапе ребёнок овладевает познавательными действиями определённого типа. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая, в конечном счёте, определяется более общей логикой развития личности ребёнка в целом, изменением места, занимаемого им в ...
Программа курса «Университетское образование»
Целью курса - повлиять на становление внутренней духовности, интеллектуальной культуры ребенка, а так же формирования проб авторского действия, в понимании Б.Д. Эльконина. Задачи курса: Организовать занятия таким образом, чтобы была предъявлена материальная и духовная культуры университетов в редуц ...