Невнимательность младших школьников – одна из основных причин, которая препятствовала целостности восприятия. Это связано с влиянием многих факторов: общевозрастными особенностями развития (незрелость нейрофизиологических механизмов), адаптацией, связанной с началом учебной деятельности и другими.
Повседневная культурная среда оказывает размывающее воздействие на закономерности чувственности и восприятия.
Следует отметить, что какую бы эпоху мы не наблюдали, ступени становления духовного мира личности в ней никогда не начинается с вершинных результатов филогенетического процесса. Напротив, они зачастую повторяют стадии исторического развития всего человечества. Это приводит к заключению, что в структуре психики становящегося индивида всегда будут существовать потребности, которые не исчерпываются содержанием наличной культуры, а во многом присутствуют как рутинный элемент. В истории не раз высказывались проницательные догадки о том, что формирование полноценного субъекта культуры возможно лишь через непосредственное присвоение уровней уже состоявшегося культурного опыта.
Участники эксперимента – дети младшего школьного возраста в основном еще не имеют изначальных художественных установок, определяющих их потребность в искусстве. Они не ждут от искусства возможности расширения своего жизненного опыта, ярких впечатлений, возможности прожить несколько жизней, испытать какие-то особенные ситуации. Они еще не получают от искусства удовольствия, наслаждения и релаксации, т.е. для них искусство еще не выполняет компенсаторную функцию эмоционального насыщения, отдыха, развлечения, - функцию, выступающую противоположным полюсом монотонной рутинной повседневной жизни. Тем более они не владеют языком искусства и не знакомы с многообразием художественных форм и стилей. Их познавательные, нравственные и гедонистические потребности еще не развиты.
Из подобных наблюдений следует простой вывод: произведение искусства дает реально каждому столько, сколько человек способен от него взять. Иначе говоря,
произведение искусства всегда отвечает на те вопросы, которые ему задают.
Безусловно, восприятие младшими школьниками картин во многом зависело и от таких познавательных процессов, как внимание, память, мышление; от типа темперамента личности ребенка, его эмоционального состояния в момент проведения экспериментов.
У Гали В. и Лены Г. преобладает конкретное, образное восприятие мира, которое выступало в богатстве и разнообразии их фантазии. Девочки обладают художественным типом мышления. По мнению ученых, этот тип мышления физиологически связан с доминированием правого полушария мозга.
Исследователь отметил у девочек во время рассматривания картин небольшие сбои в дыхании, волнение.
Если мы зададим себе вопрос: в чем причина бедности фантазии большинства младших школьников при восприятии картин эпохи Возрождения? То можно почти с уверенностью ответить, что современные эстетические традиции почти не опираются на предшествующие; изменились ценности общественной жизни, словом, другая эпоха – другое восприятие.
Нынешняя жизнь во многом деструктивна. Она динамична и насыщена стрессовыми ситуациями, что ощущают на себе и взрослые и дети. Это не может не отражаться на механизме художественного восприятия и творческого воображения. Поэтому результаты экспериментов не стали для исследователя неожиданными. Они обусловлены вполне объективными обстоятельствами.
В заключении укажем на особую важность культивирования творчества в школьном возрасте. Многое в своей жизни человек постигает с помощью творческого воображения.
Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающемся в настоящем.
Опираясь на материал искусства можно реконструировать формы психической пластичности человека, Что современной педагогикой используется недостаточно. Эстетика сегодня главным образом находится на переферии учебного процесса.
Способы художественной организации линий обладают очевидной самостоятельной ценностью.
Информация по теме:
Этиология, симптоматика и механизмы дизартрии
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. [54; 73с.] В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети, нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии, но с более дли ...
Педагогические основы применения дидактической игры в процессе развития личности
в вузе
В данном параграфе рассматриваются психолого-педагогические проблемы дидактической игры, раскрываются аспекты её применения в качестве средства развития профессионально значимых качеств личности в процессе организации вузовского обучения, характеризуется опыт, накопленный отечественной школой, по п ...
Изучение жизни и творчества С. Есенина на
завершающем этапе литературного образования
Эпиграфом к общей теме "Сергей Есенин. Жизнь и творчество" могут стать слова А. Серафимовича "Это был великий художник. С огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых ...