Однако здесь следует учитывать социально-психологические сложности и проблемы, объективно возникающие в ходе деловой игры в силу противоречивого характера развития групповых взаимоотношений, сложности, порожденные самим руководителем деловой игры, его психологически неграмотным вмешательством (или невмешательством) в игровой процесс.
Внутри дидактических игр представляют интерес для вузовского обучения и организационно-деятельностные игры (ОДИ), как новый вид игрового моделирования, начало которому положил Г.П. Щедровицкий . Игры данного класса - проблемные деловые, проблемно-ориентированные, апробационно-поисковые и инновационные – чаще всего используют в управленческой деятельности при решении сложных социально-производственных задач. Главное их отличие в обучении учителей технологии и предпринимательства от других - это продолжительность: для реализации ОДИ требуется от нескольких дней до 2-3 недель. Достоинством этого вида игры является то, что она предстаёт как «движение всех персонажей, их воплощающих игрогрупп и игроков в линии моделирования затруднения, совмещения разногрупповых затруднений в интегральное затруднение, оформление затруднения по его содержанию до уровня проблемы, совмещение проблем в интегральную проблему, нахождение путей допроблематизации для персонажей, для отдельных групп и всей игры в целом, демонстрирование действия в соответствии с депроблематизацией (сведение к задаче) в ином «направлении». О.С. Анисимов справедливо характеризует ОДИ как целостную единицу игры нового типа, которая совмещает все процессы коллективного саморазвития и развития деятельности.
Подводя итоги проведённого теоретического анализа проблемы дидактических игр и имитационных методов активного обучения, можно представить систему игр с обучающим, развивающим и воспитательным потенциалом игровых методов в процессе подготовки учителей технологии и предпринимательства с заданным качествами личности (табл. 3).
Дидактические игры выступают как инструмент формирования многих ПЗК личности профессионала и активизации его деятельности в учебном процессе. Сочетание личного опыта и знаний в них позволяет обучающемуся системно увидеть процесс будущей профессиональной деятельности. В предлагаемых обстоятельствах игры лучше и легче осознаётся смысл обучения, а, выступая в разных ролях – обучающемуся лучше проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах. Проблемные ситуации несут в себе возможность и необходимость целеполагания и целеосуществления, что является существенным условием развития профессионально значимых качеств активной личности. Участники игры целостно воспринимают взаимосвязанные проблемы, извлекают из памяти информацию в нужный момент, восполняют ее недостаток интуитивным путем итак далее, следовательно, в дидактической игре мышление играющих оказывается и наглядно образным, и ретроспективным, и прогностичным. Это означает, что обучающийся «видит» в комплексе микропроблемы, возникающие в процессе игры, и одновременно закрепляет своё качество работать на опережение, на предвидение возможных ситуации, успехов и потерь в динамике своих будущих функциональных обязанностей.
На участника дидактической игры, включённой в учебную деятельность, особое воздействие оказывает и атмосфера группового сотрудничества, в которой он учится преодолевать психологические барьеры в общении с другими людьми, совершенствовать качества своей личности, устранять такие качества, как нетерпимость, агрессивность, обидчивость, замкнутость, которые существенно мешают эффективному исполнению учебных, а в будущем профессиональных функций.
Таблица 3
Характеристика дидактических игр в процессе вузовского обучения.
Признаки активного игрового обучения |
Виды игр | ||||||||
Учебно-ролевые |
Ситуационно-ролевые |
Коммуникативно-ролевые |
Имитационно-деятельностные |
Познавательно-деятельностные |
Учебно-деловые |
Организационно-деятельностные |
Проектно-творческие | ||
1. Наличие модели управляющей системы, включенной в конкретную систему деятельности в процессе обучения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | |
2. Наличие модели среды взаимодействия в процессе обучения и правия, определяющих поведение людей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | |
3. Наличие ролей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
4. Различие ролевых целей участников игры |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ | |
5. Взаимодействие ролей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
6. Многоальтерна-тивность решений |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ | |
7. Наличие общей цели у всего игрового коллектива |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
8. Наличие системы группового и индивидуального оценивания деятельности уча-стников игры |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
9. Наличие управляемого эмонационального напряжения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
10. Коллективная выработка решений |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Информация по теме:
Фрагмент урока «Устройство компьютера»
При изучении компьютера на уроках информатики можно использовать следующие формы занимательного материала: дидактические и компьютерные игры; ребусы; загадки; стихи, сказки; кроссворды и т.п. (см. пункт 3.3. данного пособия). Ознакомление с устройством ПК можно построить как урок – сказку. Компьюша ...
Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в
современной общеобразовательной школе
Анализ возможностей русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков предполагал определение состояния этой проблемы в школьной практике. Нами изучен и обобщен опыт работы многих учителей, педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ г. Улан-Удэ, ...
Признаки агрессивного поведения
Существует много определений агрессии. Агрессия - это активная форма выражения гнева, которая проявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Этому определению мы часто отдаем свое предпочтение, но есть и научное определение. Агрессия - поведение, целью которого является причинение боли, ...