В настоящее время существует три пути подготовки ребёнка к обучению в школе:
– в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ);
– в других образовательных учреждениях (негосударственные образовательные учреждения, подготовительные классы школ, Центры творчества, студии);
– в условиях семьи.
По данным Министерства образования РФ, в России 47% детей в возрасте от 1 года до 6 лет не посещают ДОУ. Из них 1,5% посещают негосударственные образовательные учреждения, 3% – подготовительные классы школ, 3% – Дома творчества, студии, 4% – пользовались платными услугами на базе детских садов.
Однако, по мнению специалистов, такие формы работы с детьми не обеспечивают их полноценной готовности к систематическому обучению: у будущих первоклассников отмечается низкий уровень развития произвольности, коммуникативности, неумение работать в общем темпе, выполнять требования взрослого и пр. Некоторые образовательные учреждения выдают ребёнку по окончанию занятий «Диплом», или «Сертификат». Такой «документ» позволяет ребёнку и его родителям пребывать в уверенности, что школьные успехи гарантированы. Нередко обучение в различных подготовительных структурах вне детского сада представляет собой своего рода «натаскивание», что не обеспечивает всестороннего развития личности ребёнка, а создаёт лишь иллюзию хорошей подготовки к обучению в школе. Кроме того, такая подготовка может привести к ухудшению состояния здоровья ребёнка из-за чрезмерных нагрузок и вызвать у него негативное отношение к учебным занятиям.
39,5% детей из числа дошкольников, не посещающих ДОУ, воспитываются только в условиях семьи. Их подготовкой к школе занимаются в основном сами родители или другие взрослые члены семьи. Наряду с неоспоримыми достоинствами, такими, как возможность создания индивидуальных условий режима питания, сна, закаливания, профилактики заболеваний, лучшего ухода и охраны здоровья, индивидуализированной системы подготовки к школе и др., этот путь имеет и ряд недостатков. Прежде всего, – это отсутствие межличностного общения в детском коллективе. Ребёнок, посещавший ДОУ, быстрее и легче вольётся в новый школьный коллектив, поскольку его коммуникативная готовность значительно выше, чем у ребёнка, воспитанного вне детского коллектива. Кроме этого, взрослые члены семьи часто не имеют специальной подготовки для обучения ребёнка чтению, письму, счёту, а также достаточной психолого-педагогической подготовленности и слабо ориентированны в системе требований, предъявляемых к ребёнку на этапе приёма в первый класс. И в результате многие родители с удивлением узнают в апреле, когда приводят ребёнка в школу, чтобы записать его в первый класс, что он неправильно научен читать, писать, не знает наизусть стихотворений достаточного объёма текста, не знает детских песенок, у него не выработаны специальные навыки простейшего сравнения, обобщения, систематизации, отмечается повышенная тревожность, он не умеет правильно держать ручку, у него не сформирована мелкая моторика и т. п.
В рамках изучения проблемы готовности к школьному обучению сотрудниками Института педагогики социальной работы РАО был проведён опрос, в котором в качестве экспертов выступили учителя начальной школы, директора школ, воспитатели, заведующие ДОУ и другие специалисты, считающиеся компетентными в данном вопросе.
Им было предложено, используя условные знаки («+» – «Да», «+ – » –«Скорее да, чем нет», « – + » – «Скорее нет, чем да», « – » – «Нет»), оценить степень успешности развития общей и специальной готовности ребёнка-дошкольника в различных условиях: дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), других образовательных учреждениях, семье.
Как и следовало ожидать, большинство экспертов отдали предпочтение подготовке ребёнка к школе в условиях ДОУ. По мнению всех опрошенных, формирование физической, личностной и интеллектуальной готовности как компонентов общей психологической готовности ребёнка к обучению проходит достаточно успешно в стенах детского сада. Здесь большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья, всестороннему общему психическому и физическому развитию ребёнка. Для этого организуются подвижные игры на свежем воздухе, проводятся занятия физкультурой, ритмикой, плаванием и т. п., в режим дня включаются элементы закаливания. Во многих детских садах день начинается с утренней гимнастики под музыку. Всё это способствует формированию у ребёнка хорошей осанки, развивает двигательные навыки, улучшает координацию движений, повышает физическую работоспособность.
Информация по теме:
Нравственное воспитание педагога
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное са ...
Семья как социальный институт. Специфика современной
семьи
Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они игр ...
Людьми родились,но не стали
Сейчас мы перейдём к грустным фактам. Они как бы специально предоставляются нам природой для выявления законов человеческого развития. Сказка о Маугли – не досужий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафиксированным в истории человеческой цивилизации, эти события могли иметь под собой реаль ...