По мнению многих исследователей, в детском саду ребёнок находится в оптимальных условиях для его психического и умственного развития: это и правильно организованный режим дня, и наличие многочисленных контактов со сверстниками и взрослыми (воспитателями), и специально организованные занятия в подготовительных группах.
По мнению экспертов, формирование физической готовности ребёнка может быть неплохо поставлено и в других образовательных учреждениях, где предполагается посещение ребенком различных спортивных секций и кружков. Однако не все родители имеют возможность водить ребёнка на такие занятия.
В то же время больше половины экспертов полагает, что в семье также есть возможность формирования физической готовности ребёнка к школе. Однако до 40% респондентов считают, что качественная физическая подготовка сомнительна или же невозможна в условиях только семейной формы подготовки ребёнка к школе.
Личностная готовность ребёнка к школе охватывает три основные сферы его жизненных отношений: с окружающими взрослыми, со сверстниками, отношение ребёнка к самому себе. Понятно, что для формирования у дошкольника социальной компетентности предпочтительнее условия ДОУ, поскольку там возможно взаимодействие ребёнка и с детским коллективом, и со взрослыми.
Однако многие респонденты убеждены, что формирование личностной готовности ребёнка и в других образовательных учреждениях, и в условиях семьи возможно на высоком уровне (73% и 80% респондентов соответственно).
Эксперты единодушны во мнении, что формирование интеллектуальной готовности ребёнка к обучению возможно одинаково успешно как в семье с высоким уровнем образования её взрослых членов, так и в условиях ДОУ (93%). В то же время 40% респондентов сомневаются в успешности формирования интеллектуальной готовности ребёнка средствами других образовательных учреждений. Это ещё раз подтверждает, что такая подготовка, по мнению специалистов, чаще всего, является своего рода «натаскиванием» и не обеспечивает полноценного развития у дошкольника первоначальных основ научного знания.
Подготовить старших дошкольников к обучению в школе – одна из главных задач воспитателей и психологов. Однако объём знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую значительно превышает то, что требуется в первом классе школы.
Занятия с педагогами дополнительного образования, посещение подготовительных классов при гимназиях и лицеях, различных «групп подготовки к школе» в развивающих центрах, домах культуры и т.п., а также наличие в свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступает в школу, так сказать, «интеллектуально подготовленными». Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседование при зачислении в первый класс (хотя по правилам это вовсе не обязательно: ребёнка должны принять в школу без всяких проверок и собеседований), а вот уже в школе начинаются проблемы.
Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе, – это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве.
Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, то есть собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребёнок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8-9 лет, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно и облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний).
Многие первоклассники не могут сосредоточиться на задании, не умеют слушать учителя, обладают неразвитой памятью, невнимательны, неусидчивы, конфликтны во взаимоотношениях со сверстниками. Эффективность обучения ребёнка в начальной школе гораздо больше зависит от степени развития памяти, внимания, воли, уровня самоорганизованности, умения управлять своими действиями, а не от знания букв и цифр, навыков чтения и счёта.
В школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться – учителя или соседа по парте. Таким детям непросто найти своё место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью (это, кстати, беда 90 % первоклассников).
Информация по теме:
Хронология. Формирование представлений о летоисчислении
Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Из ...
Рекомендации воспитателям по формированию речевых умений детей 2 — 3
летнего возраста посредством развития мелкой моторики
Мелкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие мелкой (тонкой) моторики детей 2 — 3 летнего возраста обусловлено развитием манипулятивной деятельности, с её появлением происходит формирование основных навыков, ко ...
Математические основы изучения табличного умножения и соответствующих
случаев деления
Умножение - арифметическое действие. Обозначается точкой "." или знаком "х" (в буквенном исчислении знаки умножения опускаются). Умножение целых положительных чисел (натуральных чисел) есть действие, позволяющее по двум числам а (множимому) и b (множителю) найти третье число ab ...