Педагогические основы применения дидактической игры в процессе развития личности в вузе

Педагогика » Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства » Педагогические основы применения дидактической игры в процессе развития личности в вузе

Страница 8

Для успешного педагогического проектирования системы дидактических игр с целью развития ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства на учебных занятиях, целесообразно обратиться к рассмотрению ведущих функций дидактической игры. Знание и учёт функций игры помогут преподавателю осознанно отобрать необходимые игры, чётко организовать их, предвидеть их педагогические результаты. В науках, исследующих социально-педагогический аспект деятельности человека, под функцией чаще всего понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы. Функции игры - её разнообразная «полезность» (С.А. Шмаков). Бесспорно, существуют разные «полезности» игры, связанные с учебной деятельностью, с воспитанием нравственных качеств, с организацией межличностных отношений, с развитием психических процессов и т.д.

В таблице 4 мы представляем результаты нашего сопоставительного анализа содержания функций дидактической игры в вузовском обучении вообще и при обучении Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга.

Таблица 4

Целевые функции дидактических игр, применяемых с целью развития ведущих качеств личности будущего учителя технологии и предпринимательства

Целевые функции игры

Содержание функций в вузовском обучении

Содержание функций при обучении дисциплин Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг

1

2

3

1. Воспитательная

Формирование нравственных качеств и ценностей личности на основе общечеловеческих норм, социально ориентированной мотивации

Формирование оценочно-эмоционального отношения к миру, интереса к изучению дисциплин Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг

2. Социально-ориентирующая

Передача личности в ходе игригровой деятельности знаний, духовных и нравственных идеалов, эталонов социального опыта общения с людьми

Передача знаний об обществе, нормах культуры общения, взаимодействия; воспитание чувств, нравственности

3. Обучающая

Стимулирование развития методов познавательной деятельности, умений учиться, потребности приобретать и пополнять знания, осмысленно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Содействие процессу овладения знаниями лексики, грамматики, фонетики, умениями и навыками говорения, аудирования, чтения, письма и перевода.

4. Организационно-деятельностная

Содействие развитию умений сотрудничать, работать в коллективе, принимать адекватные ситуации решения, получать и целенаправленно использовать информацию

Организация деятельности обучающихся по добыванию предметных знаний, стимулирование активности по усвоению учебного материала

5. Развивающая

Развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности будущего учителя технологии и предпринимательства

Умственное развитие, совершенствование способностей к языку, гума- нитарное, культурное и эстетическое развитие личности играющих

6. Побудительно-стимулирующая

Воздействие на комплекс способностей и потребностей участников игры, их влечений, желаний, стремлений, интересов, убеждений, содействие позитивной направленности поведения, развитию внутренней позиции

Обеспечение удовлетворённости играющих учебным процессом, формирование положительного отношения к изучению Предприни- мательства, Менеджмента и Маркетинга.

7. Коммуникативная

Формирование индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач, обогащение коммуникативных качеств в структуре личности будущего учителя технологии и предпринимательства за счёт установления в игре отношений соперничества, взаимодействия и сотрудничества при решении общей задачи

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся, качеств взаимоуважения, взаимопонимания, справедливого и успешного взаимодействия

8. Психокоррекционная

Естественная коррекция в ходе игры негативных проявлений личностных качеств (замкнутость, вспыльчивость, конфликтность и др.), создание условий для преодоления несовместимости в общении, снятия напряжённых внутриколлективных отношений

Создание условий для снятия «зажима» обучаю-щихся, их боязни быть самими собой, страха перед ошибками, для целенаправ-ленного развития способ-ностей каждого играющего в процессе взаимодействия в группе

9. Рефлексивная

Помощь обучающемуся в осознании самого себя, в выяснении того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональное сос-тояние, педагогическое построение в игре умозаключений, обобщений, аналогий, оценок

Оценивание сформиро-ванности своих знаний, умений и навыков через оценивание деятельности других, справедливая само-оценка достигнутого себя путём сравнения себя сегодняшнего с вчерашним

10. Функция саморазвития и самоутверждения

Стимулирование осознания самим обучающимся его способностей и лучших качеств, повышение веры в собственные силы и возможности, раскрытие в себе нового, непознанного, важного для деятельности и общения

Создание условий для сохранения психического здоровья и полноценной сознательной учебной деятельности

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Развитие представлений о себе у дошкольников
Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребен ...

Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников
Отклоняющимся обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их с ...

Описание возможных причин агрессивного поведения дошкольников
При нормальном развитии общения для детей первого полугодия жизни характерна потребность во внимании и доброжелательности взрослого. У младенцев она реализуется в стремлении к физическому контакту с взрослыми, к ласке и доброму отношению. Для детей дошкольного возраста свойственны более сложные фор ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru