Для успешного педагогического проектирования системы дидактических игр с целью развития ПЗК личности учителя технологии и предпринимательства на учебных занятиях, целесообразно обратиться к рассмотрению ведущих функций дидактической игры. Знание и учёт функций игры помогут преподавателю осознанно отобрать необходимые игры, чётко организовать их, предвидеть их педагогические результаты. В науках, исследующих социально-педагогический аспект деятельности человека, под функцией чаще всего понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы. Функции игры - её разнообразная «полезность» (С.А. Шмаков). Бесспорно, существуют разные «полезности» игры, связанные с учебной деятельностью, с воспитанием нравственных качеств, с организацией межличностных отношений, с развитием психических процессов и т.д.
В таблице 4 мы представляем результаты нашего сопоставительного анализа содержания функций дидактической игры в вузовском обучении вообще и при обучении Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга.
Таблица 4
Целевые функции дидактических игр, применяемых с целью развития ведущих качеств личности будущего учителя технологии и предпринимательства
Целевые функции игры |
Содержание функций в вузовском обучении |
Содержание функций при обучении дисциплин Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг |
1 |
2 |
3 |
1. Воспитательная |
Формирование нравственных качеств и ценностей личности на основе общечеловеческих норм, социально ориентированной мотивации |
Формирование оценочно-эмоционального отношения к миру, интереса к изучению дисциплин Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг |
2. Социально-ориентирующая |
Передача личности в ходе игригровой деятельности знаний, духовных и нравственных идеалов, эталонов социального опыта общения с людьми |
Передача знаний об обществе, нормах культуры общения, взаимодействия; воспитание чувств, нравственности |
3. Обучающая |
Стимулирование развития методов познавательной деятельности, умений учиться, потребности приобретать и пополнять знания, осмысленно овладевать знаниями, умениями и навыками. |
Содействие процессу овладения знаниями лексики, грамматики, фонетики, умениями и навыками говорения, аудирования, чтения, письма и перевода. |
4. Организационно-деятельностная |
Содействие развитию умений сотрудничать, работать в коллективе, принимать адекватные ситуации решения, получать и целенаправленно использовать информацию |
Организация деятельности обучающихся по добыванию предметных знаний, стимулирование активности по усвоению учебного материала |
5. Развивающая |
Развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности будущего учителя технологии и предпринимательства |
Умственное развитие, совершенствование способностей к языку, гума- нитарное, культурное и эстетическое развитие личности играющих |
6. Побудительно-стимулирующая |
Воздействие на комплекс способностей и потребностей участников игры, их влечений, желаний, стремлений, интересов, убеждений, содействие позитивной направленности поведения, развитию внутренней позиции |
Обеспечение удовлетворённости играющих учебным процессом, формирование положительного отношения к изучению Предприни- мательства, Менеджмента и Маркетинга. |
7. Коммуникативная |
Формирование индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач, обогащение коммуникативных качеств в структуре личности будущего учителя технологии и предпринимательства за счёт установления в игре отношений соперничества, взаимодействия и сотрудничества при решении общей задачи |
Развитие коммуникативной компетенции обучающихся, качеств взаимоуважения, взаимопонимания, справедливого и успешного взаимодействия |
8. Психокоррекционная |
Естественная коррекция в ходе игры негативных проявлений личностных качеств (замкнутость, вспыльчивость, конфликтность и др.), создание условий для преодоления несовместимости в общении, снятия напряжённых внутриколлективных отношений |
Создание условий для снятия «зажима» обучаю-щихся, их боязни быть самими собой, страха перед ошибками, для целенаправ-ленного развития способ-ностей каждого играющего в процессе взаимодействия в группе |
9. Рефлексивная |
Помощь обучающемуся в осознании самого себя, в выяснении того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональное сос-тояние, педагогическое построение в игре умозаключений, обобщений, аналогий, оценок |
Оценивание сформиро-ванности своих знаний, умений и навыков через оценивание деятельности других, справедливая само-оценка достигнутого себя путём сравнения себя сегодняшнего с вчерашним |
10. Функция саморазвития и самоутверждения |
Стимулирование осознания самим обучающимся его способностей и лучших качеств, повышение веры в собственные силы и возможности, раскрытие в себе нового, непознанного, важного для деятельности и общения |
Создание условий для сохранения психического здоровья и полноценной сознательной учебной деятельности |
Информация по теме:
Особенности элективных курсов по математике
Как правило, элективный курс представляет собой глубоко рассмотренную отдельно взятую тему, которая рассматривается в течение одной четверти. Примером тем элективных курсов могут служить: «Системы счисления», «Задачи с параметрами», «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» и т.д. Элективный к ...
Специфика современной семьи
1. Особая роль родительстпва. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. Кон [1988] приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, периодизацию развития детско-родительских отношений в истории общества, предложенную А. Ллойд-Демозом. Сточки зрения автора «пси ...
Некоторые направления деятельности педагога В.Э.Попова при использовании
политологического подхода при изучении обществознания
Урочная деятельность педагога и учащихся: использование наиболее эффективных форм организации занятий (урок-дискуссия, проблемы-задания, деловые игры, практикумы, лабораторные работы); использование на уроках возможностей Интернета; работа с материалами местной и областной прессы; проведение полити ...