Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием в раннем возрасте

Педагогика » Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием в раннем возрасте

Страница 2

Исследователи отмечают, что у 80% детей с РДА на первом году жизни фиксируются различные страхи. Предполагают, что дети с аутизмом имеют физиологическую готовность к страхам. Они могут бояться предметов определенного цвета, формы, свойства, могут бояться прикосновения, шума пылесоса, шелеста бумаги и Страхи детей с нарушениями эмоционального развития условно можно разделить на группы:

· объяснимые (малыш боится определенных предметов и явлений, у него возникают страхи из-за присутствия мнимой угрозы для жизни, например, при умывании боится задохнуться в потоке воды; страшится шума пролетающего самолета и т. п.);

· необъяснимые (ребенок находится в состоянии общей тревоги и беспокойства);

· страхи перед всем новым, отражающим неожиданное развитие событий и нарушающим сложившиеся жизненные привычки ребенка. Страх перед изменением в окружающей обстановке, эта одна из основных проблем аутизма, начинает проявляться уже в раннем возрасте.

В своем наиболее характерном виде ранний детский аутизм проявляется в возрасте 2,5—3 года. В настоящее время разработаны международные критерии диагностики, в основе которых лежат аутизм, стереотипные действия и специфическое речевое развитие.

Аутизм проявляется как «уход в себя», отгороженность ребенка от реального мира, крайняя затрудненность или невозможность установления эмоционального контакта с малышом.

Стереотипность выражается в многократном повторении однообразных действий и может наблюдаться уже с первых двух лет жизни, когда ребенок постоянно раскачивается в кроватке, подпрыгивает, постукивает по предметам, обнюхивает или облизывает их. Стереотипии могут быть весьма разнообразными: верчение или потряхивание кистями рук, удары по своим ушам, надавливание на глаз, трясение тряпочек, разрывание бумаги, перелистывание страниц книги и многое другое. Такие действия становятся особенно заметными в момент перевозбуждения ребенка и носят явный самоуспокаивающий характер. Стереотипность наблюдается также в повторении одних и тех же звуков, слов, фраз, задавании одних и тех же вопросов.

Специфическое речевое развитие ребенка — это один из симптомов раннего детского аутизма. Своеобразность речевого развития может насторожить родителей уже с первых лет жизни ребенка. У некоторых детей может наблюдаться почти полное отсутствие речи, у других — механическое повторение слов, фраз, сказанных другими людьми. Характерно наличие в речи слов-штампов, фраз-штампов, которые произносятся без осмысления. В речи отсутствуют обращения, длительное время не используются личные местоимения. Дети, как правило, о себе говорят в третьем лице — «Петя пойдет», «Девочка хочет», или используют выраженные в неопределенной форме глаголы: «Дать пить!». Наблюдаются нарушения темпа речи, звукопроизношения, невнятность речи и др. Первые слова,

которые произносит малыш, могут быть специфичны и оторваны от его потребностей, например, трактор, лампочка. Слова «мама», «папа», как правило, возникают после двух лет вслед за другими словами. Фразовая речь может появиться в возрасте от 1,5 до 3 лет. Фразы достаточно сложны по построению и представляют собой цитаты из радио- или телепередач.

В основе обследования ребенка с целью точной диагностики нарушений или задержек в развитии и выработки на этой основе системы коррекционной помощи лежит длительное наблюдение за ним. Необходимым является знание основных симптомов аутистического дизонтогенеза, так как оно позволяет осуществить раннее выявление патологии развития и построить коррекционную работу в начале формирования этого сложного нарушения психического развития ребенка. Важно отметить, что коррекционная помощь, проводимая, по возможности, уже с первых месяцев жизни ребенка, может значительно снизить тяжесть и глубину проявления аутизма.

Определим некоторые направления работы с малышом в раннем возрасте (до трех лет), которые помогут в коррекции нарушений раннего эмоционального развития. Как отмечают специалисты Е. Р. Баенская, К. С. Лебединская, М. М. Либлинг, О. С. Никольская и др. (1991, 2003), для успешности такой работы важно, чтобы с ребенком занимались все члены семьи. Проявлением аутизма является нарушение коммуникативных способностей ребенка. Нередко наличие особой симбиотической привязанности к матери или к тому человеку, который проводит с малышом наибольшее количество времени. Подобная избирательность еще больше отдаляет ребенка от окружающих. Включение в процесс общения с малышом на наиболее ранних этапах других близких ему людей позволит смягчить эту проблему. В этом случае, даже если ребенок и будет стремиться к общению в привычных жестких стереотипных формах, то количество стереотипов расширится, а взаимодействие с окружающими может стать более гибким и разнообразным. Участие двух взрослых в процессе коррекционной работы является и практически необходимым, поскольку один родитель берет на себя внешний контакт с малышом, а второй является помощником ребенка в плане реагирования, т. е. действует его руками, ногами, издает за него звуки, тем самым помогая малышу высказываться и действовать. С такой помощью легче формировать моторные навыки, элементы игры, развивать речь и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Анализ результатов исследования пространственных и временных представлений у детей с задержкой психического развития
В ходе констатирующего эксперимента по модифицированным методикам было обследовано три группы детей. Две группы детей с ЗПР экспериментальная (ЭГ ЗПР) и контрольная (КГ ЗПР) по 10 детей в каждой в возрасте от 6 лет 4 месяцев до 7 лет 4 месяцев, средний возраст 6 лет 8 месяцев. И группа детей с норм ...

Исторические основы активных методов обучения
Под «содержанием образования» понимают типы деятельности, которыми должен овладеть человек, необходимые знания о мире, а также знания о способах получения этих знаний. Существующее сегодня содержание образования ориентировано главным образом на получение сведений, количество которых растет (разбуха ...

Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема
Обращение к проблемам развития личности и её профессионального становления, выделение их в число важнейших направлений современной педагогической теории является результатом осознания возрастающей динамики процессов профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в обществе. Ра ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru