Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием в раннем возрасте

Педагогика » Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием в раннем возрасте

Страница 1

Уже в первые три месяца жизни нормально развивающегося ребенка заметен прогресс в его эмоциональной сфере: малыш не только плачет, но и смеется. В 3—4 месяца младенец пытается установить эмоциональный контакт со взрослым. Он улыбается, заглядывает в глаза, издает звуки и реагирует на попытки взрослого оставить его одного. В возрасте 10 месяцев ребенок эмоционально реагирует на свое настроение, выражая его изменением голоса (тоном, громкостью). В этом же возрасте он активно подражает выражению лица взрослого. В 1 год 4 месяца малыш начинает реагировать на яркие эмоциональные проявления других, например, обращает внимание на плачущего ребенка, а с 2—2,5 лет начинает подражать поведению взрослых или играть в «кого-либо» (повар, врач и др.). Сказки и сюжеты из повседневной жизни дают ребенку материал для новых игр, а реакции взрослых помогают уточнить их отношение к различным поступкам малыша. Игра позволяет в контролируемой ситуации получать новые знания и наращивать свой эмоциональный и социальный опыт. В 2—3 года нормально развивающийся ребенок может ориентироваться в таких понятиях, как плохой, хороший, веселый, злой. Внутренний мир его расширяется, активно развивается воображение. Ребенок стремится говорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке, истории, событиях детской жизни.

Однако не всегда развитие ребенка соответствует параметрам нормы. Хотим обратить внимание на специфику развития детей с нарушениями эмоциональной сферы, которые могут диагносцироваться как дети с ранним детским аутизмом в усвоении социальных навыков. (РДА). У них наблюдаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерны явное

стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, нарушение или полное отсутствие речи, манерность, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, страхи. С возрастом у детей может проявиться задержка психического развития, трудности в усвоении социальных навыков.

Несмотря на то, что раннее развитие детей с аутизмом подобно нормальному развитию, можно заменить ряд специфических особенностей, которые могут насторожить родителей и специалистов уже с первых месяцев жизни малыша. Остановимся подробнее на этих особенностях.

Некоторые дети с нарушенным эмоциональным развитием первого года жизни малоактивны, могут терпеть мокрые пеленки, не просят пить или есть. Они характеризуются как гиповозбудимые. Такой ребенок не интересуется даже яркими игрушками, не стремится исследовать окружающую среду, остается максимально пассивным. Может несколько часов лежать тихо, не засыпая, не требуя к себе внимания взрослого, долго оставаться в одиночестве.

Другие дети (гипервозбудимые) в раннем возрасте повышенно возбудимы, отличаются двигательным беспокойством, которое сочетается с беспричинным криком, сопротивлением при купании, пеленании, с трудом засыпают, избирательны в еде. У них начинают вырабатываться особые ритуалы в процессах кормления, укладывания спать, в процедурах гигиенического ухода, нарушение которых приводит к резкому недовольству или даже к агрессии. Когда же ребенок начинает самостоятельно передвигаться, он становится практически неуправляемым — может бежать без оглядки, не чувствуя никакой опасности. Подобная активность малыша не связана с исследованием окружающего мира.

Наблюдая такое разное раннее развитие детей с аутизмом, можно выделить ряд общих особенностей, свойственных как гиповозбудимым, так и гипервозбудимым детям.

Взаимопонимание матери и нормально развивающегося ребенка проявляется в его улыбке, адресованной маме. Улыбка ребенка с аутизмом, как правило, появляется вовремя, но не адресуется конкретному человеку, существует сама по себе и может быть вызвана различными посторонними факторами — звуком погремушки, пестрыми обоями, солнечным зайчиком на стене. Малыш не испытывает потребности в телесном контакте. Он не просится к матери на руки, на ее руках испытывает неловкость, дискомфорт, затрудняется в принятии удобной позы, а иногда проявляет особую напряженность, скованность, пытается отстраниться. Уже в раннем возрасте малыша можно заметить и такой специфический признак аутизма, как избегание взгляда глаза в глаза. Родителям трудно поймать взгляд ребенка, который смотрит как бы «сквозь» или крайне непродолжительно на лицо другого человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики
В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют ...

Дежурства как форма организации труда детей
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...

Организационные условия и формы занятий
На мой взгляд, наиболее удачной формой проведения урока физической культуры по воспитанию двигательных качеств с учетом морфо-конституциональных особенностей является круговая тренировка. Метод круговой тренировки представляет собой организационно-методическую форму, охватывающую ряд частных методо ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru