Формирование элементов игровой деятельности у ребенка с аутизмом можно проследить на примере обучения его игре в прятки с участием двоих взрослых. Один из них, обняв ребенка, удерживает его в укрытии, помогая ему спрятаться и одновременно увидеть, где может прятаться партнер по игре. Спустя некоторое время взрослый и ребенок начинают искать второго спрятавшегося. Находят его, вместе радуются. Постепенно опека взрослого ослабляется, ребенку предоставляется все большая самостоятельность, и, наконец, ведущий ребенка становится его партнером по игре. Игру можно продолжать уже вдвоем, когда один прячется, а другой ищет, периодически меняясь ролями.
Малышу с аутизмом свойственна выраженная эмоциональная незрелость, поэтому обязательно определяются его реальные возможности, учитывается его реальный «эмоциональный», а не биологический возраст. Быстрое пресыщение даже приятными впечатлениями, предъявление взрослыми задач повышенной сложности, требование от ребенка немедленного выполнения действий без учета характерных для него задержанных реакций — все это может усилить проблему взаимодействия с окружающим. Вначале важно определить доступный ребенку уровень взаимодействия. Незнание и возможное превышение этого уровня может вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии ребенка.
Основным приемом коррекционной помощи ребенку с нарушением эмоционального развития является организация соответствующей окружающей среды. Важнейшей ее составляющей можно считать специальный, постоянно поддерживаемый взрослыми эмоционально окрашенный режим воспитания. В него включаются два направления: режим положительного эмоционального комментирования и режим временной и пространственной организации жизни ребенка. К режиму положительного эмоционального комментирования относится регулярное проговаривание взрослым в присутствии ребенка всех происходящих действий, обязательное объяснение смысла событий, помощь в установлении связей между ними. Замечая стереотипные действия ребенка, взрослый регулярно озвучивает их, придает им осмысленность и положительную окраску. Например, если дочь любит раскладывать открытки или иные карточки в ряд, родитель может прокомментировать это следующим образом: «У тебя все всегда правильно разложено. Ты очень аккуратная девочка». Так комментируются любые события, различные мельчайшие детали жизни ребенка, осуществляется ее планирование и подытоживание произошедшего за день, например: «Сейчас мы с тобой наденем курточку и пойдем гулять в парк! Тебе нравится там качаться на качелях! Закроем дверь на ключ и пойдем .» и т. п. Ласковая, радостная окраска голоса при этом подбадривает ребенка, он может повторять сказанное взрослым или лепетать в ответ. Но даже если ребенок внешне остается безучастным. не следует прекращать эмоциональное комментирование, поскольку в этом случае оно особенно необходимо, оно усваивается ребенком неосознанно, незаметно для окружающих. Начатый по возможности раньше и активно применяемый взрослыми режим положительного эмоционального комментирования, учет ими положительных эмоциональных реакций самого малыша и акцентирование на них в дальнейших беседах позволяют расширять представления о происходящих событиях, помогают ребенку в дальнейшем познании окружающего мира.
Ребенок с нарушенным эмоциональным развитием затрудняется в самостоятельном установлении причинно-следственных связей между отдельно происходящими событиями и явлениями. В решении этой проблемы поможет использование режима временной и пространственной организации жизни, так называемая визуализация времени и пространства. Для этого оформляется режим дня, расписание, которое помогает малышу увидеть и усвоить общую последовательность происходящих событий. Режим дня может быть представлен в виде фотографий или картинок, на которых ребенок выполняет гигиенические процедуры, ест, читает книгу вместе с мамой, одевается, гуляет, готовится ко сну и т. д. Повторяя изо дня в день определенный распорядок дня, взрослые используют режим положительного эмоционального комментирования, т. е. проговаривают вместе с ребенком утром, днем и вечером, что будут делать сегодня, что сделали и что планируют на завтра. Режим дня дает возможность вносить в привычный распорядок действий что-то новое. Непривычное или не совсем приятное для ребенка событие легче воспринимается, если оно запланировано заранее. Например, взрослый обращается к ребенку: «Сейчас мы с тобой уберем игрушки — видишь, это записано в нашем расписании. А потом по расписанию у нас прогулка». Вначале расписание лучше составить из приятных или нейтральных для ребенка занятий, чтобы у него не возник явный протест. Расписание рекомендуется составлять совместно с малышом, разъясняя внесенные в содержание пункты.
Информация по теме:
Родительская позиция
Понятие «родительская позиция» представляет собой интегративную характеристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представления последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели ролевого родительского ...
Сущность проблемного обучения
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным обучением обычно ...
Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей
старшего дошкольного возраста
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет пои ...