Комплекс компетенций составляющих компетентность

Страница 1

В компетенциях учащихся можно выделить базовый и продвинутый уровни. Покажем это на примере компетенций в области компьютерной грамотности и овладения языком. Базовые компетенции обеспечивают умение ученика включить и выключить компьютер, знать, для чего нужны те или иные виртуальные кнопки и «иконки» на экране, создавать, редактировать, сохранять и извлекать из памяти компьютера нужные документы и файлы, понимать термины типа «интерфейс», «приложение», «директория» и т.д.

Продвинутые компетенции предполагают способность использовать компьютер в целях изучения языка, поиска в Интернете и хранения информации, общение со сверстниками через электронную почту, дискуссионную группу и «чат», участие в международных проектах и т.д. Школьникам также нужны этические, юридические и социокультурные знания, без которых использование компьютера может быть осложнено.

Базовые и продвинутые компетенции обнаруживаются в овладении иностранным языком как предметом школьной программы. На базовом уровне предполагается овладение языком как средством общения. Продвинутый уровень означает, что владение языком начинает обслуживать продуктивную деятельность и позволяет решать практическую задачу, например, найти необходимую информацию на иностранном языке по экологии. Продвинутый уровень компетенции в иностранном языке носит междисциплинарный характер и оценивается по достигаемому результату, а не только правильности грамматических конструкций.

Овладение иностранным языком требует усвоения запаса языковых и энциклопедических (например, социокультурных) знаний. Помимо этого, усвоение языка неотделимо от приобретения опыта поведения в типичных речевых (проблемных) ситуациях. Наконец, уровень владения языком будет ограниченным без погружения в реальную жизненную среду с присущим ей разнообразием языка, социокультурных традиций и представлений о «должных» нормах поведения. Предметную компетенцию в языковом образовании можно графически представить следующим образом:

Знания, представленные декларативно и процессуально (навыки и умения) являются традиционным компонентом этой парадигмы. Проблемные задачи представляют собой активно разрабатываемый компонент формирования так называемого «творческого мышления». Целенаправленная и ответственная деятельность представляет собой инновационную область предметного образования.

Психологическая наука достаточно убедительно показала в классических опытах, что представляет собой овладение знаниями, накопление опыта решения проблемных задач и подготовка к успешной деятельности. Эксперименты И.П. Павлова позволили понять, как формируется «правильная - неправильная реакция». Бихевиоризм с формулой «стимул - реакция» стал психофизиологической основой для формирования «правильных ответов».

Научная ценность бихевиоризма неоднократно подвергалась сомнению и критике, поскольку владение «правильными знаниями» не полностью раскрывало «секреты» поведения человека (в советской психологии бихевиоризм заклеймили как «враждебное буржуазное течение», возможно, потому, что мышление советских людей формировалось именно на основе бихевиоризма, что подразумевало награду за «правильный» отпет и наказание за «инакомыслие»). Сегодня бихевиоризм не только выжил как научное направление, но и широко используется в разных областях (например, в коррекционной педагогике). Во всех ситуациях, где требуется овладеть заданными способами поведения (единственно правильными знаниями), используются закономерности бихевиоризма с положительным и отрицательным подкреплением, то есть наградой и «наказанием» (например, при обучении грамматическим формам).

Эксперименты следующего этапа, проведенные Э. Торндайком, показали, что возможно обучение поведению в проблемных ситуациях. Так называемая «кривая научения» убедительно доказывала, что можно постепенно овладевать способами решения предложенной проблемной задачи и решать ее все более и более успешно. Главным был вывод о том, что можно обучать успешному решению как типовых, так и нетипичных проблемных задач.

Наконец, эксперименты Б. Скиннера заключались в том, что создавалась сложная ситуация, для поиска выхода из которой необходимо было решить множество проблемных задач. Опыты показали, что для успешного разрешения проблемной ситуации необходимо постепенно сформировать целостный «образ» всей ситуации. Был показан способ, как научить получать результат в выполняемой проблемной деятельности через целостный охват всей ситуации, определение цели, формирование стратегий достижения и оценки полученного результата.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Методика преподавания теории вероятностей и математической статистики в средней школе
Изучение понятия события зачастую сопряжено у учащихся с трудностями психологического характера. Его обычно ученики воспринимают как единичное выполнение какого-либо действия. Поэтому формирование представления о данном понятии должно начинаться с рассмотрения простейших вероятностных моделей. Перв ...

Анализ опыта работы школы по введению современной методики духовно-нравственного воспитания младших школьников
После целенаправленной проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию (на экспериментальную работу было затрачено 12 часов) в общеобразовательной средней школе №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области, мы провели такой же опрос младших школьников. Объяснили все понятия 24 человек. Учащих ...

Особенности учебно-методического комплекта «классическая начальная школа»
Учебно-методический комплект «Классическая начальная школа» является целостной системой на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. Содержание предметов в этой модели выстроено в единой логике, которой соответствует методический и дидактический аппарат всех учебников. В программах ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru