Развивающая компетенция является решающим условием, при котором уровень компетентности неуклонно растет и всегда соответствует актуальным задачам. Развивающая компетенция включает следующие компоненты: внутриличностный, межличностный и социальный. Внутриличностный компонент развивающей компетенции включает осознание своих сильных и слабых сторон с целью дальнейшего повышения своих возможностей и личностного роста. Межличностный компонент означает способность к эффективному взаимодействию с другими участниками деятельности и умелому лидерству, включая распределение лидирующих ролей и функций в команде. Социальный компонент предполагает активное участие в усвоении и создании социальных норм деятельности и ценностных ориентации в поведении, знание принятых в обществе и глобальном пространстве «правил социальной игры». Развивающую компетенцию можно представить следующим образом:
Исходя из структуры компетентности учащихся, объектом тестирования и оценки может стать языковая осведомленность учащихся (лексика, грамматика и аутентичное употребление языка), сформированность видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо и, возможно, перевод), а также использование языка во внешкольной деятельности (дополнительное чтение по интересам, поиск информации в Интернете, общение с зарубежными сверстниками по электронной почте, участие в международных проектах и др.).
Сложность заключается в том, что количественные измерения компетентности учащихся в овладении иностранным языком затрудняются при оценке коммуникативного поведения и продуктивной деятельности с использованием иностранного языка. Главное состоит не в количестве материала, который ученик запомнил на языке или о языке, а в качестве речемыслительных и иных продуктивных операций при достижении цели деятельности. Качество речемыслительных процессов особенно важно при оценке продуктивных видов речевой деятельности, где «объем знаний» оказывается менее важным, количественная оценка крайне затрудненной и где главное внимание обращается на качество владения речевыми средствами как орудиями мысли в процессе достижения поставленной продуктивной цели. В связи с этим, уровень сформированности речевой деятельности намного удобнее оценивать по критериям, а не выводить в баллах (например, «мысль выражается четко», «речь подвижна», «высказывание логично», «лексическое наполнение адекватно», «грамматическое оформление правильное» и т.п.).
Еще труднее измерить и оценить использование иностранного языка в продуктивной деятельности учащихся с применением иностранного языка. До сих пор эта область предметной компетенции вообще исключалась из сферы тестирования и оценки. Между тем именно здесь проявляется реальная жизненная ценность овладения языком и именно отсюда во многом питается учебная мотивация. Одним из предлагаемых способов оценки данного компонента предметной компетенции является оценка «портфеля ученика», т.е. всего накопленного материала, свидетельствующего об использовании иностранного языка в ученических проектах и внешкольной деятельности (наблюдение за языком в прочитанных книгах, найденный в Интернете материал, обмен электронной почтой с зарубежными сверстниками).
Оценка проектов и портфеля учащихся позволяет сделать вывод о «языковой квалификации», т.е о способности продуктивно использовать имеющиеся знания на соответствующем языковом уровне.
Таким образом, предметная компетенция учащихся по иностранному языку может быть оценена количественно (языковые знания), качественно (виды речевой деятельности), и «квалификационно», т.е. в том или ином виде продуктивной деятельности с использованием иностранного языка. Виды оценки предметной компетенции учащихся можно представить графически:
В сложившейся мировой практике языковые знания как компонент предметной компетенции, а также виды речевой деятельности оцениваются количественно с помощью тестов. Это соответствует положению о том, что любое «качественное» явление можно оценить «количественно» с помощью шкал и баллов, однако при этом теряется важная информация. Анализ показывает, что многие тестовые задания на чтение и слушание учащиеся выполняют хотя и с одинаковым результатом, но по-разному и качественный уровень их мыслительных операций остается без оценки. Можно сделать вывод, что предметная компетенция учащихся пока еще оценивается преимущественно количественно. Качественный анализ владения языком как средством коммуникативной деятельности во многих случаях остается без глубокой оценки.
Информация по теме:
Сущность, структура и содержание сюжетно-ролевой игры
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привле ...
Анализ тенденций развития биологического образования
Моделирование ситуаций научного поиска, развитие эмоционально-чувственного отношения к живым системам приносят радость познания которой так мало на уроках биологии с использованием репродуктивных методов. "Открытия", "озарения", интеллектуальные и практические "изобретения& ...
Профилактика и коррекция неадекватного поведения учащихся экспериментального
класса
Целью данного этапа является профилактика и коррекция неадекватного поведения в экспериментальном 3 «А» классе. Под неадекватным поведением следует понимать нарушение в поведении младших школьников. Данный этап проводился с 3.02 по 22.02. на данном этапе проводились различные игры по коррекции неад ...