В процессе рассказа учительница сообщала школьникам информацию порциями, связывала изучение нового материала с уже пройденным (актуализация знаний учащихся о питании растений и животных из курса природоведения, о составе почвы), дополняла рассказ демонстрацией опытов, доказывающих поглощение корнями воды, наличие корневого давлении, показывала приемы полива комнатных растений, использовала таблицы и рисунки для иллюстрации основных положений, делала вывод по каждому пункту плана.
На уроке в VII классе на тему «Значение бактерий» рассказ учительницы выступал в качестве главного источника учебной информации, и план был уже менее подробный: I. Роль бактерий в разложении органических веществ. Бактерии гниения, их значение в круговороте веществ в природе. 2. Использование бактерий для производства витаминов, ферментов и других продуктов. 3. Управление жизнедеятельностью бактерий гниения при хранении пищевых продуктов. Способы хранения продуктов питания: консервирование, соление, пастеризация, квашение и др.
По ходу рассказа учительница подводила учащихся к выводу роли бактерий в природе и практической деятельности человека.
Метод рассказа в VI и VII классах используется в репродуктивном, поисковом или проблемном плане. Репродуктивный рассказ обычно носит описательный характер, его учащиеся слушают с интересом, если он ведется эмоционально, имеет краеведческую и практическую направленность, затрагивает социально-экономические вопросы. Так, учительница биологии школы № 82 поселка Черноголовка Московской области Н. Г. Пиманова с помощью метода рассказа добивается большого воспитательного эффекта. На уроке «Важнейшие зерновые сельскохозяйственные растения» она эмоционально рассказывает учащимся о большом и самоотверженном труде советских людей, выращивающих хлеб, о хлебе — одном из основных продуктов питания. Вот небольшая часть ее рассказа учащимся VII класса: «Каждый из нас ежедневно ест хлеб. В нашей стране ежесуточно выпекается более 82 млн. кг хлеба свыше 800 сортов. Народная мудрость гласит: сколько ни думай — лучше хлеба еды не придумаешь. Вот почему человек проявляет большую заботу о качестве хлеба. Мы покупаем хлеб по невысокой цене. На самом-то деле он стоит во много раз дороже, в него вложен огромный труд.
Вдумаемся в следующие цифры. Для получения килограмма, или буханки, хлеба нужно иметь (при урожае зерна 20 ц/га) 4 м2 земли. Их надо вспахать, засеять, забороновать, удобрить, очистить от сорняков, подкормить, скосить, обмолотить зерно, высушить, выпечь хлеб и доставить его в магазин . Цена буханки или батона сравнительно невысокая.
К сожалению, нередко мы наблюдаем неэкономное использование хлеба: его выбрасывают в контейнеры с мусором, скармливают различным животным. Можно привести такой пример. Если семья из четырех человек ежедневно будет выбрасывать 100 г хлеба, то в год это составит 36,5 кг! Хлеб всегда был показателем достатка семьи, экономической мощи государства. Надо уважительно относиться к труду тех, кто выращивает и выпекает хлеб, беречь его, помнить народную пословицу. «Хлеб к обеду в меру бери, хлеб — наше богатство, им не сори».
Этот доказательный и эмоциональный рассказ не оставляет учащихся равнодушными, заставляет их задуматься о цене хлеба, бережно относиться к нему, осознать значимость профессий хлеборобов.
Постановка в рассказе вопросов, выдвижение проблем ориентируют учащихся на элементы творчества в познавательной деятельности. Например, Н. Г. Пиманова на уроке в VI классе по теме «Удобрения» использует метод рассказа в проблемном плане. После краткого повторения знаний о минеральном питании растений учительница ставит перед учащимися проблему: «Как может сказаться на росте и развитии растений недостаток определенных минеральных веществ в почве?» Этот вопрос побуждает школьников задуматься. Выслушав ответы учащихся, учительница рассказывает о том, что у растений наблюдаются разные потребности в минеральных веществах. Полеводу, овощеводу, садоводу нужно уметь вовремя заметить нехватку того или иного вещества растению, чтобы увеличить его содержание. Недостаток веществ восполняют при помощи удобрений.
Далее учительница знакомит учащихся с минеральными и органическими удобрениями, демонстрирует коллекцию «Минеральные удобрения», опыты, выявляющие влияние удобрений на урожай растений, рассказывает о производстве минеральных удобрений в нашей стране, отмечая, что к 1990 году предусматривается поставить сельскому хозяйству 30—32 млн. т минеральных удобрений.
Чтобы заострить внимание школьников на сроках и нормах внесения удобрений в почву, учитель предлагает вопросы: каковы правила внесения удобрений в почву? Почему неиспользованные минеральные удобрения нельзя оставлять в поле до следующего года? Школьникам трудно ответить на поставленные вопросы, хотя отдельные учащиеся и высказывают свои предположения. Эти вопросы учительница освещает в процессе рассказа: «Прежде чем вносить удобрения на поля, необходимо определить состав почвы, наличие в ней различных веществ, выяснить, какие растения будут выращиваться, и определить их потребность в питательных веществах. Внесение удобрений в избыточном количестве, в неблагоприятные сроки приводит к вымыванию их из почвы дождем в реки, озера, пруды. Это вызывает загрязнение водоемов, отравление водных животных, бурное развитие сине-зеленых, что, в свою очередь, приводит к заболеванию водоемов». Кроме того, избыток удобрений ведет к перенасыщению растений нитратами — вредными для здоровья веществами. Учительница также сообщает о том, что производство минеральных удобрений дорого, их получают на специальных заводах из полезных ископаемых, поэтому вносить нужно в определенные сроки строго по норме.
Информация по теме:
Опыт реализации методики проведения деловой игры по
дисциплине «Экономика» учащихся 11 класса
Опираясь на разработанную методику организации деловых игр в первой главе, перейдем к выполнению главной задачи – разработке комплекса деловых игр по экономике для учащихся 11 класса. В данной работе в качестве примера будут приведены игры на темы «Семейная экономика» и «Фирма». Деловая игра по тем ...
Способы художественного изображения и передачи чувств
Уроки литературного чтения способствуют выполнению главной цели современной школы – формированию образованной культурной личности. Чтение книг для ребенка, познающего мир, всегда увлекательно. Но от уровня его читательской грамотности зависит глубина проникновения в смысл художественного произведен ...
Особенности восприятия и анализа лирического
произведения учениками
Отношение к лирике школьника-читателя на разных этапах его развития разное. На последнем этапе (в старших классах), важно подвести читателя к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миропонимания, а его творчество отражение процесса формирования, изменения взглядов. Художник все ...