Так с помощью метода рассказа внимание учащихся сосредоточивается на вопросах экономного ведения народного хозяйства и бережного отношения к природе.
Метод беседы. Особенность этого метода состоит в привлечении учащихся к раскрытию нового материала путем заслушивания их мнений по разным вопросам. Метод беседы позволяет вопросами активизировать весь класс, побуждать учащихся к творческой познавательной деятельности, помогает следить за пониманием ими изучаемого материала.
Каждая беседа должна предварительно планироваться учителем, содержать вопросы репродуктивного и творческого характера, иметь четкую последовательность и нацеливать учащихся на формулирование выводов и обобщений. Беседа должна основываться на известных учащимся знаниях. В противном случае, когда изучаемые объекты неизвестны школьникам или трудны для непосредственного наблюдения за ними, когда учащиеся не имеют предварительных наблюдений и суждений по излагаемому материалу, метод беседы не может дать эффекта и его использовать нецелесообразно. Отсюда вытекает необходимость подготовки учащихся к проведению урока методом беседы. Учитель должен дать задание на повторение материала по биологии и другим предметам, на базе которого будут вводиться новые знания. Например, в VII классе при изучении таксономической характеристики семейства злаков целесообразно использовать метод беседы. Для того чтобы учащиеся активно участвовали в беседе, необходимо организовать заранее повторение материала о строении семян однодольных растений из VI класса.
Беседа протекает успешно, если учитель опирается па жизненный опыт учащихся, результаты их работы на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов, данные наблюдений в природе, экскурсий па производство, в музеи и т. д. Например, в процессе изучения школьниками семейств цветковых растений беседа проводится с опорой на наблюдения учащихся в природе на весенней и осенней экскурсиях, при выполнении летних 'заданий. Беседа по биологии культурных растений строится с использованием опыта учащихся по выращиванию культурных растений на учебно-опытном участке.
При изучении биологии в VI—VII классах беседа на первых этапах непродолжительна по времени, охватывает небольшую порцию материала. Постепенно, по мере увеличения у школьников запаса знаний, она становится более продолжительной.
Обычно беседа используется в сочетании с другими методами (демонстрация диафильма, кинофильма, результатов опытов, наблюдение и др.), обогащается разнообразными приемами. Практически на каждом уроке в процессе беседы используются различные средства наглядности.
Беседа, организованная на основе демонстрации опыта с бальзамином (урок в VI классе на тему «Поглощение корнем воды и минеральных веществ»), позволяет осмыслить опыт и подвести учащихся к выводу о причинах поступления воды в стебель: с какой целью срезают растение и на пенек его укрепляют трубку? Почему в данном опыте рекомендуется полить растение теплой водой и поставить в теплое место? Почему для опыта надо взять здоровое и крупное растение? Какая сила обеспечивает поднятие воды вверх по стеклянной трубке?
В результате беседы учитель дает определение корневого давления и подводит учащихся к выводу о том, что корневое давление обеспечивает поступление и передвижение воды в растении.
Эффективность метода беседы во многом зависит от содержания учебного материала, от наличия у школьников опорных знаний, от вопросов, которые предлагает учитель. От характера вопроса зависит познавательная деятельность учащихся, степень самостоятельности в раскрытии ответа. Поэтому вопросы должны быть понятны всем учащимся и не содержать подсказки, направлены на усвоение ведущих понятий, составлены на основе запаса знаний, имеющихся у школьников. Если в беседе принимает участие несколько человек из класса, то педагогический смысл ее теряется. Нецелесообразно строить беседу на слишком простом и легком материале, требующем от учащихся только репродуктивных знаний.
Важно, чтобы в процессе беседы знания школьников не были фрагментарными, разрозненными. Для придания знаниям целостности в беседе необходимо постоянно следить за тем, чтобы новые вопросы логично связывались с предыдущими, служили основой для новых понятий. Например, на уроке в VI классе по теме «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ» необходимо связать материал о передвижении веществ по стеблю с весенним сокодвижением у растений, с вредным воздействием на растительные организмы повреждений ствола при сборе сока. С этой целью важно организовать беседу по вопросам: в какое время года происходит сокодвижение у деревьев и кустарников? Из какого слоя
38 стебля течет сок? Вреден ли сбор сока для деревьев? Что нужно сделать, чтобы, предохранить дерево от загнивания после сбора сока?
Различают объяснительно-иллюстративную и проблемную (эвристическую) беседы. Наиболее эффективной, побуждающей учащихся к попеку, способствующей развитию их мышления является эвристическая беседа.
Информация по теме:
Воспитание идея казахских пословиц
В этих же целях широко были использованы жанры устного народного творчества как лирические, исторические песни, сказки, предания, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, ораторские слова и слова благословения и др. Этому свидетельствуют такие пословицы как «Хороший ребенок – опора, плохой ре ...
Речевая ситуация. Типы речевых ситуаций
Важным компонентом содержания обучения русскому языку как иностранному (РКИ) является речевое умение, под которым понимают способность выражать и понимать высказывание, основываясь на знаниях и владении навыками использования языковых средств в речи. В процессе изучения иностранного языка особые тр ...
Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической
культуры
При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому соматотипу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность н ...